Информация к размышлению

Внимание! Раздел оснащён поиском по разделу (кликните по ссылке), кроме того, Вы можете ознакомиться с информацией на странице "Помощь", чтобы лучше ориентироваться на нашем сайте.

 

😊Поделитесь этой страницей с друзьями!😊

Ошибка дона Хуана или Жизнь после смерти. Глава пятая...

Все публикации → Ошибка дона Хуана или Жизнь после смертиЛаборатория Альтернативной Истории    Другие факты и мнения    Ошибка дона Хуана или Жизнь после смерти    Музыкальных дел мастера    Волшебная кисточка    Мастер и Маргарита, М. Булгаков, аудиокнига    
Ошибка дона Хуана или Жизнь после смерти. Глава пятая

ГЛАВА ПЯТАЯ

Иудаизм

ВЕТХОЗАВЕТНЫЙ

То, что в текстах Ветхого Завета слово "душа" обладает несколькими значениями, даёт основание предполагать, что его авторы также придерживались концепции сложносоставного внутреннего человека. Древнееврейское слово нефеш в известном нам синодальном переводе Библии переведено как "душа". Однако в Ветхом Завете "нефеш" обозначает не только душу - индивидуальную психику, но и способность к жизни, живое существо вообще. "...Да произведёт земля душу живую по роду её, скотов и гадов, и зверей земных...". (Быт. 1:24) "...Всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся на земле, в котором душа живая...". (Быт. 1:30) "Душа живая" есть и у животных, и у человека: "и вдунул в его лице дыхание жизни, и стал человек душою живою". (Быт. 2:7). Принято считать, что авторы Библии не признавали наличие у животных души-личности. Тогда "дыхание жизни" - присутствующая в "скотах" и человеке "жизнь", то есть витальная структура.

Библейский запрет на употребление в пищу крови также может быть доказательством того, что словом "душа" в Ветхом Завете часто обозначается витальная структура. Этот запрет обосновывается тем, что "душа тела в крови..." (Лев. 17:11). "Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша..." (Быт. 9:5). Понятно, что человек в принципе не может съесть душу-сознание животного, поэтому "душой тела" здесь может быть только витальная энергия, присущая всем организмам, в том числе и употребляемым в пищу. Также необходимо отметить, что, согласно представлениям некоторых мистиков, эту энергию действительно можно съесть, правда, не людям, а демонам.

В "Книге Иова" мы можем найти трёхчастное описание внутреннего человека. "Жив Бог, лишивший меня суда и Вседержитель, огорчивший душу мою. Что доколе дыхание моё во мне и дух Божий в ноздрях моих, не скажут уста мои неправды..." (Иов. 27:2-4). Человек обладает "дыханием" ("нефеш") - витальной силой, душой-личностью, которая "огорчилась" от ниспосланных свыше бедствий, и надъиндивидуальным духом Божьим (который автор текста фигурально размещает в ноздрях). Витальная энергия упоминается особенно часто: "В Его руке душа всего живущего и дух всякой человеческой плоти" (Иов. 12:10); потеря её приводит к смерти: "Если бы Он... взял к Себе дух её и дыхание её, - вдруг погибла бы всякая плоть, и человек обратился бы в прах" (34:14-15). Душа-личность после смерти продолжает существование в шеоле - царстве теней. "Отойду, - и уже не возвращусь - в страну тьмы и тени смертной, в страну мрака..." (Иов. 10:21).

Подтверждение реальности существования надъиндивидуального духа можно увидеть в "Книге Бытия", где сообщается, что "сотворил Бог человека по образу Своему" (Быт. 1:27). "Образ" Творца содержаться в каждом человеке как бы они не различались между собой. Особые качества духа, как надъиндивидуальной части внутреннего человека, выражены у Екклезиаста: "И возвратится прах в землю, а дух возвратится к Богу, который дал его" (12:7). Такое возвращение можно понимать как временное состояние перед новым воплощением, ведь у духа и души-Эго разные посмертные судьбы: "Человек по злобе своей убивает, но не может возвратить исшедшего духа и не может призвать взятой души" (Прем. 16:4).

Вопрос о том, признают ли ветхозаветные тексты потустороннюю жизнь души, вызывает много споров. Так, отталкиваясь от равного наделения "живой душой" человека и животных (Быт. 2:7, 2:19), часть иудеев - саддукеи, считали, что душа человека смертна. Также многие христианские богословы расценивают фрагментарность ветхозаветных описаний посмертной участи как свидетельство того, что от древних евреев была сокрыта тайна бессмертия души. "В Ветхом Завете нет вообще ясных мест, утверждающих посмертное выживание человека".

Однако тексты Библии достаточно часто свидетельствуют о вере древних иудеев в потустороннюю жизнь души. Об Аврааме известно, что, когда он, "насыщенный днями", умер, то "приложился к народу своему" (25:8). Таким же образом описывается и смерть другого библейского персонажа - Измаила. Сотрудники Российского библейского общества - авторы современного перевода "Книги Бытия", полагают, что "за этими словами стоит некое представление о посмертном существовании". Пророк Исайя предсказывал, что: "...На живущих в стране тени смертной /то есть в шеоле - А. Л./ свет воссияет" (Ис. 9:2). О посмертной жизни человека сказано и в псалмах: "...Все уповающие на Тебя вечно будут ликовать..."; "...да живут сердца ваши во веки!" (5:12; 21:27). Доказательством того, что древние евреи верили загробное существование, является запрет на вызывание духов и вопрошание мёртвых (Втор. 18:11), что мы видим в "Первой книге Царств", где волшебница по просьбе царя Саула вызывала дух пророка наставника Самуила: "И отвечала женщина: вижу как бы бога, выходящего из земли..." (1Цар. 28:13). Наличие такого призрака однозначно доказывает признание ветхозаветными иудеями загробной жизни. Наконец, вождь еврейского восстания Маккавей видел в "достойном вероятия сновидении", что умерший первосвященник Ония молился на том свете за весь народ иудейский (2 Мак. 15:11-12).

В "Третьей книге Ездры" упоминается перевоплощение душ. "...Владыко Господи! А мы все наполнены нечестием. И, может быть, из-за нас не наполняются житницы праведных... На это он отвечал мне: пойди, спроси беременную женщину, могут ли... ложесна её удержать в себе плод? Я сказал: не могут. Тогда он сказал мне: подобны ложеснам и обиталища душ в преисподней. Как рождающая спешит родить, чтобы освободиться от болезней рождения, так и эти спешат отдать вверенное им" (4:38-42). Согласно данному тексту, души из шеола возвращаются на землю для поддержания определенного количества праведников. В преисподнюю эти души попадают, очевидно, после смерти (представить, что преисподняя является местом зарождения душ - нелепо и кощунственно), и через какой-то срок, искупив прегрешения прошлой жизни, они воплощаются в новое тело. Описание перевоплощения можно увидеть и в загадочной фразе книги "Премудрости Соломона": "Я был отрок даровитый и душу получил добрую; притом, будучи добрым, я вошёл и в тело чистое" (8:19-20). Еврейский историк I века н. э. Иосиф Флавий писал о верованиях фарисеев: "Души, по их мнению, бессмертны; но только души добрых переселяются после их смерти в другие тела, а души злых обречены на вечные муки" (Иудейская война. II, 8, 14).

Итак, в библейских текстах присутствуют свидетельства о том, что внутренний человек представляет собой многоуровневую структуру из витальной энергии нефеш, души-личности нешама и духа руах. Есть ли описания распада витальной структуры, которое толтеки считали своим уникальным знанием?

На разрушение витальной структуры указывают строки 77-м псалма: "Они плоть, дыхание, которое уходит и не возвращается..." (77:39). Метафорическое описание распада энергетического кокона можно увидеть и в поэтическом описании у Екклезиаста смертного часа, содержащем образы распада: "Ибо отходит человек в вечный дом свой, и готовы окружить его по улице плакальщицы; - доколе не порвалась серебряная цепочка, и не разорвалась золотая повязка, и не разбился кувшин у источника, и не обрушилось колесо над колодцем. И возвратится прах в землю, а дух к Богу..." (12:5).

Более того, в Библии есть прямые высказывания против представлений нечестивцев, практически также как дон Xуан описывавших окончательную гибель витальной структуры. "Книга Премудрости Соломона": "Неправо умствующие говорили сами в себе: "коротка и прискорбна наша жизнь, и нет человеку спасения от смерти... Случайно мы рождены и после будем как небывшие: дыхание в ноздрях наших - дым, и слово - искра в движении нашего сердца. Когда она угаснет, тело обратится в прах, и дух рассеется, как жидкий воздух..." (2:2-3). Описание рассеивания духа "как жидкого воздуха" здесь удивительно совпадает с видением гибели витальной структуры шаманами, славянскими язычниками и мистиками традиционных религий. Вполне обоснованно предположение, что "неправо умствующие" сами смогли увидеть распад энергетического кокона. Возражение автора "Книги Премудрости": "Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего" (2:23), - также, возможно, базируется не только на умозрительных религиозных представлениях, а личном на мистическом опыте.

Филон Александрийский - мыслитель и богослов I века н. э., представитель "эллинизированного" иудаизма, описывал внутреннего человека как сложную структуру. Чаще всего Филон разделял его на низшее жизненное начало, душу-Эго и высшую, связанную с Богом, часть. Также встречается деление на смертное и бессмертное начала, а иногда даже упоминается деление на пять частей. Но всегда философ отличает бессмертную часть, созданную Богом, от остальных частей, которые созданы служебными силами - ангелами, или возникают вместе с телом. Соответственно, эти низшие начала души после смерти тела тоже ожидает гибель.

 

ТАЛМУДИЧЕСКИЙ

Библейское понимание души как сложной структуры подтверждают сторонники талмудического иудаизма. Б. И. Берман в книге "Библейские смыслы" приводит следующее толкование стихов "Книги Бытия". "И сказал Б-г: да воскишат воды кишащими живыми душами и птица полетит по лицу небосвода". Что такое "нефеш хая"? "Хая" - сама жизненность, та особая энергия, которая заряжает жизнью тело, делает его живым существом...". "Нефеш" - душа... содержит сознание единичности существования, выделенности из Всего... "Нефеш хая" - живая душа...". Она порождает стремление к жизни какого-либо организма.

По мнению Бермана, на шестой день творения была создана только животная душа человека. О его высшем начале сказано лишь во второй главе: "...и вдохнул в его лицо дыхание жизни". Именно тогда у человека появляется вторая, после животной души нефеш, душа - "дыхание Бога, нешама". Она - "божественная доля свыше" (Иов. 31:2), и, естественно, бессмертна.

А. Штайнзальц в своей книге "Роза о тринадцати лепестках" - популярном изложении основных идей Торы и каббалы, сообщает, что самый низший уровень души, "животная душа", присутствует у всех живых существ. Она отвечает за жизнедеятельность организма, но также является источником качеств, определяющих личность. Индивидуальное "я", таким образом, оказывается на уровне "животной души", материальной и разрушимой. Далее идут уровни божественной души. Первый уровень - нефеш - "проблеск высшего сознания и высшего восприятия. Второй - руах (дух), соответствует в своей сущности ангелу. Третий - нешама, ещё выше - хая, а над ними расположена йехида, "точка соприкосновения души с сущностью Божественности". Такие представления весьма напоминают суфийскую мистическую антропологию (Об этом - ниже).

Сложный состав внутреннего человека описывается в текстах каббалы. "Раби Шимон сказал... Душа сына человеческого, когда восходит он на ложе своё, покидает его и возносится вверх. А если ты скажешь, что любая из них возносится, - не всякой доводится видеть лик Царя. Но вот как. Душа возносится, и не остается от неё в теле ничего, кроме отпечатка отмеренной жизненности сердца. А душа уходит и хочет подняться. И плывёт, возносясь от ступеней к ступеням, и встречается с искрящимися оболочками нечистоты. Если чиста она и не осквернилась днём, то возносится кверху. А если она нечиста, то еще больше оскверняется между ними и прилепляется к ним, и уже не поднимается выше. И там сообщают ей слова, и она покрывается знанием о делах ближайшего времени. А иногда насмехаются над ней и сообщают ей слова лживые. И так она блуждает всю ночь, до тех пор, пока не пробудится человек, и тогда возвращается назад...

Душа моя томится по Тебе в ночи - Следуя за Тобой и не соблазняясь иными чуждыми существами. Приди, взгляни. Душа моя - это душа, которая преобладает ночью, следуя к своей ступени. Дух же - днём. Как написано: Душа моя томится по Тебе в ночи - это душа, господствующая ночью. А дух мой в груди моей взыскует Тебя - это дух, господствующий днём. А если ты скажешь, что это две разделенные ступени, - не так это. Они - одна ступень, чета, слившаяся воедино. И нечто высшее властвует над ними и прилепляется к ним, и они прилепляются к нему, и оно называется Дыханием...

Душа - это пробуждение нижнего, и она опирается на тело и питает его, и тело удерживает её, а она держится за тело. Потом, пробуждаясь, эта душа, удерживающая себя в теле, преобразуется и становится престолом, на котором почиет дух..." (Зогар 1, 83а-83б).

В данном отрывке мы видим, прежде всего, описание сновидения, как его представляли средневековые иудейские мистики. "Душа, господствующая ночью" или, как её назвал дон Хуан, "тело сновидения", способна странствовать по различным уровням инобытия - "возносясь от ступеней к ступеням". Как и в учении толтеков, душа-"двойник" является орудием мистического постижения инобытия, и может оказаться в мирах демонских существ - "искрящихся оболочек нечистоты", и узнать от "союзников" правдивую или ложную информацию о будущем.

Также в данном отрывке "Зогар" упоминается душа-личность, она названа "преобладающим днём духом". Превосходящая её и связанная с Богом трансперсональная часть человека названа "Дыханием". Витальная структура определена как "отпечаток отмеренной жизненности сердца". Эта "отмеренность" означает временность существования витальной силы человека, но его высшие составляющие, причастные Дыханию, продолжат свою жизнь в инобытие.

Продолжение следует

А.В. Логинов "Ошибка дона Хуана"


<<след.   пред.>>

Подпишитесь на наш канал!

Смотрите также


 

Перефразируем известную фразу "не хлебом единым жив человек" - не макияжем единым жива женщина, её интересуют не только модные тенденции, кухня, дети и развлечения, но и иные материи. Например, альтернативная история или анализ учения Кастанеды.

В этом разделе мы решили размещать материалы, позволяющие взглянуть иначе на трактовку разных исторических фактов. Самыми первыми публикациями, давшими начало этому разделу, были фильмы ЛАИ из цикла "Запретные темы истории".

Вполне возможно, что в дальнейшем здесь же появятся статьи и на другую тематику.