Информация к размышлению

Перефразируем известную фразу "не хлебом единым жив человек" - не макияжем единым жива женщина, её интересуют не только модные тенденции, кухня, дети и развлечения, но и иные материи. Например, альтернативная история или анализ учения Кастанеды.

В этом разделе мы решили размещать материалы, позволяющие взглянуть иначе на трактовку разных исторических фактов. Самыми первыми публикациями, давшими начало этому разделу, были фильмы ЛАИ из цикла "Запретные темы истории".

Вполне возможно, что в дальнейшем здесь же появятся статьи и на другую тематику.

Внимание! Раздел оснащён поиском по разделу (кликните по ссылке), кроме того, Вы можете ознакомиться с информацией на странице "Помощь", чтобы лучше ориентироваться на нашем сайте.

 

Ошибка дона Хуана или Жизнь после смерти. Глава третья...

Все публикации → Ошибка дона Хуана или Жизнь после смертиИстория: наука или вымысел?    Лаборатория Альтернативной Истории    Другие факты и мнения    Ошибка дона Хуана или Жизнь после смерти    Музыкальных дел мастера    Волшебная кисточка    
Ошибка дона Хуана или Жизнь после смерти. Глава третья

ГЛАВА ТРЕТЬЯ

Религии Египта и Древнего Востока

ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ

Древнеегипетские описания загробной жизни имеют такой же почтенный возраст, что и сама религия страны Кем. Самый известный текст, посвящённый посмертной участи человека - так называемая "Египетская книга мёртвых" (настоящее название - "О восхождении к свету"). Он был написан около середины второго тысячелетия до нашей эры, но ещё раньше возникли погребальные "Тексты пирамид" и "Тексты саркофагов". Все они повествуют о множественном составе внутреннего человека и судьбе его бессмертной сердцевине.

Древнеегипетские антропологические воззрения сильно озадачили европейских исследователей. Они считали, что религиозные представления о душе должны соответствовать формалистическим схемам средневековых теологов, тем более, что каждый психически здоровый человек осознаёт себя как одно неделимое "Я". В таком случае, все сообщения древних мистиков о "множественности души" нелогичны и недостоверны. "Эти две диаметрально противоположные, даже взаимоисключающие тенденции /представления о двух различных посмертных судьбах одного человека - А. Л./ сосуществуют на протяжении всей истории египетской религии. Более того, с течением времени они сливаются в единое, внутренне противоречивое целое. В этом, конечно, нет никакой логики, но представления египтян о потусторонней жизни... не та область, в которой плодотворны поиски последовательности".

Возможно, именно непонимание самой концепции "множественности души", породило несколько вариантов интерпретаций терминов мистической антропологии древнего Египта. Один из первых египтологов, живший в XIX веке - Уоллис Бадж, в своей книге "Путешествие души в царство мёртвых" сообщает о девяти составляющих человека. Сначала идёт Кхат - подверженное разложению физическое тело. Следующее составляющее - Ка, "абстрактная индивидуальность, обладающая внешностью и качествами человека". После смерти Ка живёт в гробнице вместе с телом, но может и выходить из неё, она нуждается в подношениях. Далее идёт Ба - "душа сердца", она навещает тело, когда ей угодно. Аб - сердце, тесно связано с душой, и является как источником животной жизни, так и добра и зла в человеке. Кхаибит - "тень", подобно Ка, она существует отдельно от тела. Кху - "душа духа"; "по-видимому она считалась эфирным существом, то есть той самой душой, которая не может умереть не при каких обстоятельствах". Секхем - бестелесное воплощение жизненной энергии человека, обитает в раю среди духов. Рен - "имя", от его сохранности зависит сохранение посмертной жизни. Наконец, Саху - духовное тело; оно развивается из физического и не подвержено разложению.

Описание древнеегипетских представлений о составляющих внутреннего человека у Баджа крайне невразумительно и противоречиво: их свойства дублируют друг друга, непонятна их взаимосвязь. Например, Саху "не подвержено разложению", а Кху "не может умереть не при каких обстоятельствах". Значение витальной структуры здесь отводится одновременно Аб - "сердцу", и Секхем - жизненной энергии, причём последняя после смерти обитает с духами в раю. Как витальная сила, по определению неразрывно связанная с физическим телом человека, может продолжать существовать в инобытие? Видно, что Бадж совершенно не понял мистическую антропологию древних египтян и считал их способными верить в откровенный бред.

Советский историк Л. Я. Штернберг, также полагал, что Хэт (у Бажда оно называется несколько по-иному - Кхат) - это физическое тело, Ба - душа, Хайбет (Кхаибит у Баджа) - тень, имя - Рэн. Но Сах (Саху) у Штернберга лишь мумия, которую изготовляют после смерти. О жизненной энергии Секхем он вообще не сообщает.

Кроме того, учёный приводит несколько известных ему представлений о природе Ка. Преобладающее мнение о Ка основывалось на взглядах египтолога Масперо, который считал, что это двойник человека, переживающий "хозяина" после смерти, и требовавший регулярной "подпитки". Другие учёные согласны с немецким египтологом Штерндорфом: Ка есть только дух-покровитель, а не главная душа, которая переживает человека. Наконец, новейшие исследователи полагают, сообщает Штернберг в середине 30-х годов XX века, что Ка и Хайбет-тень в сущности тождественны друг другу. Ба, согласно этим исследователям, душа дыхания, которая вылетает после смерти человека и превращается в птицу. Сам Штернберг полагал, что Ка все-таки витальная душа, оживляющая тело только при жизни.

Как разрушимую витальную структуру понимает Ка современный апологет учения Кастанеды Н. Классен. Он пишет, что "древнеегипетское учение о душе различает по крайней мере три аспекта души: ка, ах /очевидно, саху - А. Л./ и ба. Ка - принцип жизненной силы, и поэтому может пониматься как... "жизненная душа". Ах находится в непосредственной связи с ней. Ба - свободная душа какого-нибудь живого существа...". Она бессмертна, в отличие от Ка.

Прямо противоположное утверждает литовский ученый М. Касперавичюс в работе "Мистическая анатомия". Ка у него - бессмертный двойник, а жизненную силу содержит Сехем (упоминавшаяся ранее "сила" Секхем). Другие толкования "душ" у него совпадают с общепринятыми.

По-особому пытается представить древнеегипетские представления о внутреннем человеке российский исследователь И. В. Рак. "Ка - "Двойник", подобие человека и его жизненная сила... Для Ка строили гробницу - его жилище, и приносили ему жертвенные дары; в то же время считалось, что Ка обитает в некоем "четвёртом измерении" и не встречается с человеком ни в земной, ни в загробной жизни. "Душа" Ба... тоже "жизненная сила" человека: человек умирает, когда Ба покидает тело, вылетая через рот, и оживает после возвращения Ба к мумии. Именно поэтому и бальзамировали умерших: чтобы сохранить тело нетленным для "души" Ба".

Российские учёные П. Симонов, П. Ершов, Ю. Вяземский вынуждены были признать неудовлетворительные результаты реконструкции древнеегипетских представлений о составе внутреннего человека. "...Учёные блуждают в потёмках. Те, что поосторожнее, заявляют, что ни в одном современном языке невозможно найти термин, полностью раскрывающий содержание Ка и Ба в древнеегипетском понимании, что эти и другие духовные сущности в многогранном своём значении остаются полностью неразгаданными. Те же, что посмелее, определяют, как бог на душу положит".

Сами учёные предложили следующее понимание древнеегипетской мистической антропологии. Человек состоит из пяти "духовностей": - "тени", Рен - "имени", Ба - "диалогирующего сознания", Ка - "интуиции", Сах - "сверкающего духа". По крайней мере, три из них имеют определённое сходство с анимистическими представлениями о внутреннем человеке. Ба оказывается душой-сознанием, а Сах - надъиндивидуальным духом. Шуит, возможно, считалась энергетическим "двойником".

Симонов, Ершов и Вяземский не стали упоминать витальную силу в своём описании мистической танатологии древних египтян, указав, что проигнорировали составляющие, общие для животных и людей, которые назвали "силовыми духовностями". Очевидно, что эти энергетические составляющие, общие для всего живого, являются сложносоставным энергетическим коконом.

Несмотря на серьёзные противоречия в описаниях учёных, в общем, можно утверждать, что древние египтяне признавали душу-личность, душу-"двойника" и витальную силу. Душа- осознание, по их представлениям, бессмертна: согласно "Книге мёртвых", человек может рассчитывать на потустороннее продолжение жизни на блаженных полях Иару. Но, чтобы попасть на эти поля, душе необходимо оправдаться перед богами на посмертном Суде за свою земную жизнь.

Помимо посмертного попадания на блаженные поля Иару, египтяне, согласно Геродоту, верили в переселение душ. Геродот пишет, что они "первыми высказали вот какое учение: что душа человека бессмертна и с гибелью тела вселяется /собственно "входит внутрь"/ в другое животное, которое всякий раз /в этот момент/ рождается. Когда же она обойдёт всех земных, морских и пернатых животных, то снова вселяется в /как раз/ рождающееся тело человека, причем /полный/ круговорот она совершает за три тысячи лет". Мы можем предположить, что, учение о перевоплощении дополняло веру древних египтян в воскрешение на блаженных полях Иару. Переход из тела в тело совершала трансперсональная часть человека - его дух, в то время как душа-Я после смерти переживала видения в соответствии со своим земным опытом.

Указание на то, что древние египтяне знали о распаде витальной структуры, содержится в описании загробного суда Осириса. Согласно "Египетской книге мёртвых", в нём принимает участие особое мистическое существо - Пожирательница, которая "поглощала только греховную, тёмную часть сущности человека, когда вторая, светлая входила в свет Осириса". Тёмной стороной души мистики всех религий единодушно объявляют "плотскую" часть, ответственную за инстинкты и "силу жизни". Эта часть неразрывно связана с витальной энергией и гибнет вслед за смертью тела, а её останки становятся пищей Пожирательницы. Может быть, образ этого существа является метафорическим описанием гибели низших энергий человека, но, по крайней мере, тибетские мистики и ученицы Кастанеды едины во мнении, что остатки распавшейся витальной структуры служат пищей для демонических потусторонних существ (см. седьмую главу).

Итак, смерть "представлялась древним египтянам не полным уничтожением, переходом в небытие, а лишь отмиранием некоторых компонентов сложной сущности человека, в тот мир отправляются существовать наиболее сущностные его компоненты - душа ба и двойник ка..." Толтекам Кастанеды оказалось недоступным знание, на котором основывалось величественная религия древних египтян - человек бессмертен. "Как истинно жив Осирис, так живёшь и ты, как истинно, что не умирает он, так не умрёшь и ты".

 

ЦИВИЛИЗАЦИИ ДВУРЕЧЬЯ

О верованиях народов Месопотамии - шумеров и аккадцев, выпущено много исследований, в которых подробно описываются мифы и предания, пантеон богов, обряды и ритуалы. Зафиксированы и представления древних жителей Двуречья о составе внутреннего человека.

Согласно американскому исследователю А. Л. Оппенхейму, жители Двуречья считали, что у человека есть душа-сознание, носитель "индивидуальных характерных свойств", которую они называли ламассу. Жизненная сила, витальная и сексуальная энергия называлась по-шумерски алад, а по-аккадски шеду. Элемент божественного, надличностного, который присутствует в людях - это "духовный дар" илу (в буквальном переводе - "бог"). Древние жители Месопотамии также считали, что у каждого живущего есть иштару (по-аккадски - "богиня"), которая является "очеловеченным воплощением и носителем шимту" (по-шумерски - нам-тар). Последняя переводится как "судьба", "удача" и даётся человеку богами. Возможно, что иштару является потусторонним спутником человека, подобно ангелух-хранителю в христианстве.

Можно предположить, что представления древних жителей Двуречья были близки, так сказать, к общемистической концепции внутреннего человека. В описании Оппенхейма отсутствует душа-"двойник", возможно, она просто осталась неупомянутой учёным. По крайней мере, у них были представления, что умерший, который "был бездетен или забыт своими потомками... выходил из-под земли в образе голодного духа". Голодный дух - это возможное состояние души-"двойника", если она по каким-то причинам не прекратила своё существование вскоре после смерти тела.

В мистической антропологии жителей Двуречья мы находим признание у человека судьбы-шимту, "божественного акта дарования свойств и качеств". Подобное верование в особый удел каждого, данный ему свыше и реализуемый в течение земной жизни, можно встретить у многих народов. В Библии, например, судьба уподобляется "чаше" (Пс.10:6, 15:5, Мф. 20:22, 26:39). Возможно, что шимту-судьба в своём первичном смысле была аналогична карме, как её понимали в индуизме и буддизме - порабощающей силе, погружающей духовную сердцевину человека в этот мир греха и страдания. Также негативно оценивали нам-тар жители древнего Шумера: "Судьба - это зверь, готовый всегда укусить. Как грязная одежда, она прилипает..."

Что было известно жителям древней Месопотамии о процессе умирания и, в частности, о распаде витальной структуры, Оппенхейм не сообщает. Может быть, данных на эту тему просто не сохранилось; однако точно известно, что шумеры и аккадцы признавали загробную жизнь. По аналогии с уже знакомым описанием внутреннего человека в анимизме, шаманизме, а также в других религиозно-мистических системах (которые мы рассмотрим ниже), можно сделать следующее предположение: они знали, что витальная и сексуальная энергия шеду не может пережить тело - своего носителя. Лишь высшие составляющие человека достойны бессмертия.

 

ЗОРОАСТРИЗМ

Основатель зороастризма, легендарный пророк Заратуштра (Зороастр) когда-то отверг традиционных арийских богов и провозгласил новую веру благого Господина Мудрость - Ахура-Мазды (в других вариантах Ормузд, Ормазд - в литературе встречаются разные варианты написания имён зороастрийских богов и имени самого создателя). Зороастризм быстро распространился в границах древней Персии и более тысячи лет господствовал на территории современного Ирана и Средней Азии. Наступление ислама практически уничтожило это учение; лишь небольшие общины в Индии и Иране продолжают его исповедовать.

В своей проповеди Зороастр прямо сообщает, что в человеке содержится смертная часть - жизненная сила, но его дух бессмертен: "Дух человеческий, как дух, нисшедший с неба, и существующий независимо от тела, живёт и по разрушении его и исчезновении жизненной силы. После смерти тела он восходит на гору Альберда, от которой к жилищу Ормузда... ведёт мост... Сикват, страшный для нечестивых и безопасный для праведных. Только те проходят через него, кто верно служил Ормузду; нечестивый же низвергается в бездну ада".

В зороастрийских текстах присутствует несколько вариантов описания внутреннего человека. Первый вариант: у человека есть "душа" руван, "живая душа" гиан, "предсуществующая душа" фраваши и "сознание" бод. Под "живой душой" здесь понимается витальная структура. Второй вариант: "живая душа", "душа" руван, "предсуществующая душа" фраваши и "форма" - эвенаг. "Душа" руван - бессмертная сущность, но, находясь в теле, относится только к этому миру. "Форма" и "предсуществующая душа", принадлежа живому человеку, одновременно находятся как бы в другом измерении. "Живая душа" гиан неразрывно связана с телом. Третий, самый поздний вариант описания внутреннего человека просто разделяет душу на "телесные", "душевные" и "духовные" компоненты.

В Авесте - священной книге зороастрийцев, есть описание витальной силы, она называется Вахуфрйана и объявляется родственной священной стихии огня Атару. Вахуфрйана - это "огонь, который в телах животных и людей", он переваривает пищу и согревает тело, его видимое проявление - блеск в глазах. Когда витальная сила - Атар-Вахуфрйана, покидает мёртвую плоть, труп коченеет. Таким образом, зороастрийцы знали, что жизненная энергия человека уходит из его тела сразу после смерти.

Процесс исчезновения витальной силы, как его описывают зороастрийские тексты, напоминает распад энергетического кокона, как он представлен в книгах Кастанеды. Дон Хуан говорил, что в момент смерти человека какая-то сила, подобно ветру, рассеивает его разрушающийся энергетический кокон по всей Вселенной. В Авесте же сказано, что смерть приносят Асто-Видоту и Вайу - злые ипостаси бога ветра (иногда их объединяют в один образ). Метафорические описания силы, развеивающей витальную структуру, у зороастрийцев и толтеков практически совпадают. Может быть, это результат видения одного и того же процесса?

Зороастрийцы подробно описали странствия души после её расставания с телом. В течение трёх ночей после смерти душа витает над телом. В первую ночь душа созерцает слова своей прошедшей жизни; во вторую ночь она созерцает свои мысли; в третью - свои поступки. Затем душа попадает на Суд, где оцениваются итоги земной жизни. В иной мир душе приходится переходить по "мосту разлучения" Чинват, становящимся широким для праведников и узким, как меч, для грешников. Праведники переходят его уверенной поступью и идут на Небеса, а грешники срываются в ад. Там души умерших находятся до воскрешения и Последнего Суда.

Как видим, сторонники зороастризма знали о посмертном исчезновении сияющей витальной энергии, но не считали это доказательством полной гибели человека - его душа продолжает жизнь в инобытие.

Продолжение следует

А.В. Логинов "Ошибка дона Хуана"


<<след.   пред.>>

Подпишитесь на наш канал!

Смотрите также

Гороскопы


ТВ онлайн