Информация к размышлению

Перефразируем известную фразу "не хлебом единым жив человек" - не макияжем единым жива женщина, её интересуют не только модные тенденции, кухня, дети и развлечения, но и иные материи. Например, альтернативная история или анализ учения Кастанеды.

В этом разделе мы решили размещать материалы, позволяющие взглянуть иначе на трактовку разных исторических фактов. Самыми первыми публикациями, давшими начало этому разделу, были фильмы ЛАИ из цикла "Запретные темы истории".

Вполне возможно, что в дальнейшем здесь же появятся статьи и на другую тематику.

Внимание! Раздел оснащён поиском по разделу (кликните по ссылке), кроме того, Вы можете ознакомиться с информацией на странице "Помощь", чтобы лучше ориентироваться на нашем сайте.

 

Ошибка дона Хуана или Жизнь после смерти. Глава десятая...

Все публикации → Ошибка дона Хуана или Жизнь после смертиИстория: наука или вымысел?    Лаборатория Альтернативной Истории    Другие факты и мнения    Ошибка дона Хуана или Жизнь после смерти    Музыкальных дел мастера    Волшебная кисточка    
Ошибка дона Хуана или Жизнь после смерти. Глава десятая

ГЛАВА ДЕСЯТАЯ

Разнообразные свидетельства

МЫСЛИТЕЛИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

В Средние века философия была тесно связана с богословием, и достижения христианской мистики стали достоянием светской мысли. Идея сложносоставности внутреннего человека присутствовала в трудах европейских мыслителей и в эпоху Нового Времени.

Например, итальянский философ (XV-XVI вв.) Пьетро Помпонацци признавал существование в человеке "смертных" энергий роста и ощущений и бессмертной нематериальной души. "... Человек обладает не простой, а многообразной природой, не определённой, но двоякой и должен быть помещён посередине между смертными и бессмертными существами. И это совершенно очевидно, если мы рассмотрим его существенные действия, по которым можно судить о его сущности. Тем, что человек обладает способностями к росту и ощущению, которые... не могут быть осуществлены без телесного и тленного орудия, он причастен смертности. Тем же, что он мыслит и желает, - каковые действия... он осуществляет без помощи телесного орудия, что доказывает отделимость и нематериальность [души], а стало быть, и её бессмертие, - он должен быть причислен к существам бессмертным".

Практически так же, как Помпонацци, учил другой итальянский философ эпохи Возрождения Бернардино Телезио (XVI век). Он считал, что люди обладают тонкоматериальным жизненным духом, присущим также и животным, и бессмертной, получаемой от Бога душой. (Здесь слово "дух" понимается в "низшем" смысле - как витальная энергия).

Фрэнсис Бэкон (вторая половина XVI - начало XVII вв.), один из основателей европейского научного мировоззрения, представлял себе внутреннего человека состоящим из чувствующей души - "набора элементов", и боговдохновенной души, происходящей от Духа Божьего. Чувствующая душа есть и у животных, и должна, по мнению учёного, "скорее... называться жизненным духом, чем душой". Её посмертная участь следует из самого определения - распад на элементы. Боговдохновенная душа, соответственно, бессмертна.

Наконец, Бенедикт Спиноза (XVII век), представлял человека как соединение тленного и бессмертного, при этом у души есть тоже разрушимая составляющая. Излагая свои антропологические представления, выдающийся философ как будто специально возражает дону Хуану: "Человеческая душа не может совершенно уничтожиться вместе с телом, но от неё остаётся нечто вечное".

 

РЕЛИГИИ ЯПОНИИ

Особенностью религиозной жизни Японии является одновременное существование и взаимопроникновение нескольких вероучений. Традиционной религией японцев принято считать синтоизм, сформировавшийся из местных анимистических культов. В первом тысячелетии нашей эры были заимствованные из Китая буддизм, конфуцианство и даосизм. Эти религиозные системы в течение многих веков соперничали друг с другом, смешивались, создавая синкретические культы, затем боролись за первоначальную чистоту учений. В XVI веке католические миссионеры активно проповедовали христианство, но после краткого периода победного распространения на юге Японии оно было насильственно подавлено, и получило право на существование лишь в конце XIX века.

По представлениям сторонников синтоизма, внутренний человек состоит из "водного духа земли" и "огненного духа неба", что соответствует "земной душе" по и "небесной душе" хунь китайской мистической антропологии. Именно "дух неба" считается в синто душой-личностью кон. После смерти человека его составляющие возвращаются к своим истокам - "дух земли" рассеивается в этом мире, а "дух неба" уходит в инобытие. Также синтоисты признают наличие у человека жизненной энергии тама и "двойника", способного покидать тело во время сна, а после смерти тревожить живых.

На мистическую антропологию средневековой Японии оказали сильное влияние китайские школы чань-буддизма и конфуцианства. Японские сторонники этих вероучений считали, что сутью внутреннего человека является ри (кит. ли) - "первопринцип", "высшее духовное начало". Его облекает ки (кит. ци) - энергия, "пневма", материальное начало, изначальный принцип тела. Существуют несколько видов ки: одна из них создаёт тело, другая - питающая, является витальной энергией, третья принадлежит "сердцу". После смерти человека его ри - бессмертное начало, возвращается к ри - первоначалу мироздания, а ки-пневма вливается в общий энергетический резервуар Вселенной.

Японский неоконфуцианец Байэн в своих трактатах подразделяет состав всего сущего, в том числе и человека, на "тонкие" и "грубые" тела. "Грубые" образованы из материи (буцу), они видимы; "тонкие" - из пневмы-энергии ки, и они невидимы глазу. Но у ки могут быть разные состояния "тонкости-грубости": она тоже может быть достаточно плотной, почти материальной; в самой же "тонкой" своей форме ки образует душу-личность. Человек, таким образом, состоит из материального тела (буцу) и разных по "тонкости" энергетических структур. Но у него есть и более высокий уровень, который сторонники янминизма - неоконфуцианского учения, (основан китайским мыслителем XV-XVI вв. Ван Ян-мином), называют "Великой Пустотой - божественным светом". Это "не только исконная сущность нашего тела, но и исконная сущность бесчисленного множества вещей мироздания", то есть надъиндивидуальный и трансперсональный дух.

Сложный состав души описывали японские христиане, используя при этом понятийный аппарат западных мыслителей. Так, Фукан Хабиан в трактате "Вопросы и ответы о благом целомудрии" (XVII в.) сообщает, что человек состоит из первичной материи ("матэриа хирима" - искажённое латинское materia prima), формы ("хорума" - forma), растительной души ("анима бедзэ танииха" - anima vegetativa), чувствующей, животной души ("анима сэнситиха" - anima sensitiva) и разумной души ("анима расиенару" - anima rationis). Только последняя душа является духовной субстанцией и не подвержена уничтожению, остальные души по-своему материальны и гибнут вместе с телом.

 

"ТАЙНОЕ ЗНАНИЕ"

Для оккультных учений средневековой и современной Европы сложный состав внутреннего человека является само собой разумеющимся фактом. Розенкрейцеры, теософы, антропософы и представители других течений "тайного знания" говорят о том, что между физическим телом и бессмертным духом существует нескольких "тонких тел", от трёх до десяти. Основное представление примерно таково: есть эфирное тело, обеспечивающее жизнь, астральное тело - "проводник страстей и эмоций", ментальное тело, отвечающее за мышление. Сами "тела", согласно оккультным данным, у живого человека объединены в одну энергетическую структуру, имеющую форму чуть вытянутого по вертикали шара или кокона. Следующий за ментальным телом уровень - бессмертного духа, часто также подразделяется оккультистами на несколько составляющих.

"Тонкие тела" разрушимы, но суть человека - дух, бессмертен. Когда он уходит в потусторонний мир, "тела" последовательно гибнут, одно за другим, как отделившиеся ступени ракеты. Согласно данным теософов, эфирное тело остаётся рядом с трупом и распадается в течение нескольких часов. Астральное и ментальное тела существуют от нескольких суток до несколько лет - в зависимости от энергетических и духовных качеств умершего человека.

Долгое разрушение эфирного тела, как кажется, противоречит тезису учения дона Хуана, что энергетический кокон распадается в момент физической смерти. Однако создатели многих оккультных учений, описывая эфирное тело, подразделяют его, в свою очередь, на "жизненное тело" и эфирные энергии (прана) физического тела. Эти эфирные энергии гибнут сразу же после смерти, а "жизненное тело" ещё какой-то срок продолжает сопровождать останки. Именно его можно называть эфирным телом в строгом смысле этого слова.

Сами толтеки также признают, что, вслед за быстрым распадом энергетического кокона, происходит достаточно долгое разрушение его элементов. По словам одной из учениц Кастанеды, Тайши Абеляр: "...смерть с точки зрения мага - не такой быстрый процесс как кажется. Сияние точки сборки гаснет действительно быстро, но все другие лучи энергии, из которых состоит энергетическое яйцо человека, могут просуществовать ещё долго".

Итак, "тайное знание" оккультистов о природе человека основывается на видении и во многом совпадает с антропологическими представлениями толтеков - человек обладает многослойной энергетической структурой, которая разрушается после смерти. Но сторонники оккультных учений знают то, что было упущено видящими: витальная структура - это только самый "грубый" и потому разрушимый уровень внутреннего человека.

 

ВНЕРЕЛИГИОЗНЫЙ ОПЫТ

Наконец, необходимо рассмотреть опыт видения экстрасенсов, результаты научных экспериментов, показания людей, переживших клиническую смерть.

Описания экстрасенсов очень напоминают представления оккультистов: человек им видится состоящим из нескольких проникающих друг в друга "тел" или "полей". Одни "поля" показывают состояние здоровья, другие меняют цвет и интенсивность свечения в зависимости от эмоций, третьи - отражают мыслительные процессы, четвёртые ярко "вспыхивают" при молитве... Эти "поля" образуют структуру, которую некоторые экстрасенсы называют "объединённым полем". Как уже сказано, толтеки также признавали, что светящийся кокон человека есть конгломерат удерживаемых вместе энергетических полей. Границы шарообразного "объединённого поля" составляют примерно 70 сантиметров от границ физического тела, что соответствует описаниям, сделанному мексиканскими видящими. При активизации "поля" выходят за обозначенную границу; у людей с паранормальными способностями они также превышают "стандарт".

Экстрасенсорные наблюдения подтверждают данные научных опытов. Л. Уотсон в своей книге "Ошибка Ромео" пишет, что ещё в 1909 году один французский физиолог установил существование электрической ауры вокруг тела человека и "получил изображение своей руки, светившейся в темноте... В 1939 году два чехословацких учёных опубликовали первые"электрофотографии" листьев, окружённых светящейся короной неизвестного электромагнитного излучения. Тогда же русский электротехник и его жена, Семён и Валентина Кирлиан, самостоятельно пришли к аналогичному открытию... На недавно заснятых кинопленках из России ясно видно, что эти излучения постоянно меняются в зависимости от изменения физического и психического состояния испытуемого, и что каждое изменение свечения подробно описывается теми сенситивами, которые способны видеть их собственными глазами. Наблюдаемые явления... советские учёные назвали... биоплазмой".

Аналогичные данные были получены в США. Тельма Мосс и Кен Джонсон из Калифорнийского университета сделали фотографии, очень похожие на снимки, полученные советскими учёными. Мосс и Джонсон предпочитают называть свой метод "фотографией излучаемого поля".

Сам Уотсон приходит к выводу о существовании в человеке системы, параллельной физическому телу, которую он назвал эфирным двойником. Эта система "имеет отношение к здоровью, а также поглощению и распределению праны. На этом уровне, вероятно, расположены чакры, и, если на этом же уровне действует иглоукалывание, то именно здесь находится новое биоплазменное, или энергетическое тело. Этот уровень служит мостом между первым, физическим, и третьим, астральным, уровнем. Традиционно считается, что эфирный двойник распадается и исчезает незадолго до гибели тела..."

Процесс распада эфирного двойника двойственен: "... Смерть означает конец первого уровня /физического тела - А. Л./ и разрушение жизненного поля, но некоторые модели, и, может быть, что-то от памяти и личности сохраняются в виде биоплазмы в эфирном двойнике, пока и они через некоторое время не исчезнут". Таким же образом процесс умирания описывали новые видящие. "Сияние точки сборки гаснет действительно быстро, но другие лучи энергии, из которых состоит энергетическое яйцо человека, могут просуществовать ещё долго".

Также Уотсон обобщает результаты спонтанно возникавшего видения процесса умирания. "Рассказы о том, как над постелью умирающего поднимается напоминающее призрак облако, ни у кого не вызовут удивления, однако эти сообщения удивительно сходятся во многих деталях. Туман всегда поднимается над головой умирающего, часто - по спирали, затем же, приняв форму тела, он повисает горизонтально в двух футах от соматической системы и, наконец, рассеивается". Далее видения гибели "эфирного двойника" Уотсон посмертную участь человека рассматривать не стал, очевидно, полагая эту тему недоступной какому-либо научному исследованию. Мы же ещё раз убедились, что знание о распаде энергетического кокона не является эксклюзивным достоянием толтеков.

Против окончательной гибели человека свидетельствуют люди, пережившие клиническую смерть. Некоторые из этих свидетелей испытали не просто несколько минут предсмертной агонии, их тела были мёртвыми несколько часов и более, прежде чем они вернулись к жизни. Рассказы людей, вернувшихся с того света, могут разниться между собой в деталях, так как каждый человек идёт "туда" со своим особым духовным и жизненным опытом, что безусловно отражается на его посмертных видениях. Но существует, так сказать, и общая формула перехода в инобытие.

Умерев, человек покидает тело и видит его и окружающую обстановку сверху. Он теперь - некая прозрачная структура, "один мозг", остающийся, однако, личностью. Далее происходит движение по тоннелю; часто оно сопровождается громкими звуками (в "Тибетской книге мёртвых" эти звуки называются "рыком смерти", громоподобным "звуком Реальности"). Завершается это движение встречей со Светом и просмотром всей своей жизни. В конце перехода в инобытие происходят встречи с умершими родственниками и знакомыми, возникают видения на религиозные темы, картины рая или ада (иногда картины инобытийной реальности видятся сразу же, как только человек начинает умирать). Дальше расставание с этим миром должно окончательно завершиться, но пережившие клиническую смерть люди слышат голос, призывающий их вернуться, или к этому принуждает какое-то важное незавершённое дело.

В начале своего перехода в инобытие человек может увидеть или ощутить процесс внутренней дезинтеграции, который, является началом распада витальной структуры. Вот как описывает процесс умирания одна из "вернувшихся" - Бетти Иди, в своей книге "Объятые светом". "Силы покидали меня. Казалось, кровь капля за каплей рвётся из жил. Голова заполнилась гулом, а тело продолжало слабеть, пока, обезжизненное, не замерло на постели. В этот момент я почувствовала неожиданный прилив энергии. Ощущение было такое, словно внутри разорвалась бомба, и мой дух... понесся ввысь".

Подобным образом опыт клинической смерти описывает Л. Н. Толстой в повести "Смерть Ивана Ильича" (можно предположить, что писатель мог узнать о подобных переживаниях со слов раненых во время Крымской войны). "Вдруг какая-то сила толкнула его в грудь, в бок, ещё сильнее сдавило ему дыхание, он провалился в дыру, и там, в конце дыры, засветилось что-то... И вдруг ему стало ясно, что то, что томило его и не выходило, что вдруг выходит сразу, и с двух сторон, с десяти сторон, со всех сторон... Он искал своего прежнего привычного страха смерти и не находил его. Где она? Какая смерть? Страха никакого не было, потому что и смерти не было. Вместо смерти был свет".

Очень интересное свидетельство о возможности спонтанного видения распада энергетического кокона приводит Карл-Густав Юнг в своей книге "Синхронистичность". Некий Окленд Геддес на заседании Королевского Медицинского общества сообщил, что "во время состояния коллапса пациент отметил "отрыв" целостного сознания от сознания плотского и постепенный распад последнего на компоненты. Второе сознание обладало вполне надёжным ЭСВ /экстрасенсорным восприятием - А. Л./". В примечании к этому описанию К. Г. Юнг обращает внимание на ещё один случай подобного рода, описанный в докладе G. N. V. Tyrrel в The Personality of Man.

Как видим, распад энергетического кокона, который учителя Кастанеды почему-то сочли единственным достоверным "откровением" о посмертной судьбе человека, может быть спонтанно воспринят в состоянии сильного эмоционального напряжения или во время состояния клинической смерти. Однако этот мистический опыт свидетельствует об отличии разрушаемой витальной структуры от сознания-личности, что подтверждают своим возвращением к жизни люди, пережившие клиническую смерть. Приговор толтеков всему человечеству оказался ошибочным.

Продолжение следует

А.В. Логинов "Ошибка дона Хуана"


<<след.   пред.>>

Подпишитесь на наш канал!

Смотрите также

Гороскопы


ТВ онлайн