Информация к размышлению
😊Поделитесь этой страницей с друзьями!😊
Ошибка дона Хуана или Жизнь после смерти. Глава одиннадцатая...
Ошибка дона Хуана или Жизнь после смерти. Глава одиннадцатая ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ ПЕРЕСМОТР ДОКТРИНЫ?Как уже было сказано, Карлос Кастанеда, ссылаясь на мистический опыт дона Хуана и многовековое знание новых видящих, провозгласил окончательную гибель практически всего человечества. От безжалостного источника бытия, дающего и забирающего жизнь, не может спастись никто. Только малочисленные группы магов обладают крохотным шансом стать бессмертными. Однако в своей последней работе "Активная сторона бесконечности", вышедшей уже накануне смерти, Кастанеда смягчает категоричный вывод о всеобщей и окончательной смерти. Пересказывая взгляды своего учителя, он сообщает: "Дон Хуан описал конечную цель своего шаманского знания как подготовку к окончательному путешествию, тому путешествию, которое каждому человеку приходится предпринимать в конце своей жизни. Он сказал, что благодаря дисциплине и решимости шаманы были способны сохранять своё индивидуальное осознание и помнить о своей цели даже после смерти. Для них то, что современный человек называет "жизнь после смерти", было не туманным бестелесным состоянием, а очень конкретным миром, до краёв наполненным практической деятельностью иного порядка, чем практическая деятельность повседневной жизни, но тоже весьма практической и функциональной". Отсюда следует, что посмертное существование для тех, кто не идёт по пути новых видящих всё-таки возможно. Хотя оно очень расплывчато охарактеризовано как "туманное бестелесное состояние", однако в нём присутствует признание существования души-сознания после смерти. Эта краткое высказывание Кастанеды опровергает практически всю ранее изложенную им религиозно-мистическую систему, основанную на вере в полную гибель человека. Кроме того, в приведённом отрывке делается попытка рассказать о потустороннем "рае" магов - "конкретном мире", хотя ранее, излагая в своей книге "Дар Орла" Правило видящих, Кастанеда отвергал даже саму возможность описания посмертной участи толтеков: "Дон Хуан не мог объяснить, что это значит - сохранить... осознание, возможно, он даже не представлял себе этого". Кажется, что Кастанеда был готов отказаться от краеугольного камня своей доктрины. Однако дальше в своей последней книге он опять повторяет основной догмат учения дона Хуана: "Скрытая возможность выбора в смерти открыта только для магов. Насколько я знаю... для обычных людей смерть означает прекращение их осознания, конец их организмов... Их отдельное осознание, несущее жизненный опыт, прорывает свои границы и вливается в тёмное море осознания". Вновь подтверждается тезис об окончательной смерти "обычных" людей, но с дипломатичным уточнением - "насколько я знаю". В книге "Активная сторона бесконечности" Кастанеда излагает ещё один вариант посмертной судьбы человека - превращение в неорганическое существо. Он приводит слова дона Хуана о том, что некоторые маги вместо смерти "превращаются в неорганические существа, очень своеобразные... способные на колоссальные манёвры восприятия. Областью их действия становится бесконечность". Жизнь этих невидимых магов не вечна, но будет продолжаться, "пока жива Земля". Здесь Кастанеда смешивает результат, достигаемый новыми видящими через Огонь изнутри - вечную жизнь в бесконечности, с участью некоторых древних видящих. Последние после смерти трансформировались в призрачных духови существовали столетиями как энергетические вампиры. В предыдущих книгах Кастанеды такая "жизнь" древних магов оценивалась весьма негативно, как лишенная абсолютной свободы, к которой стремятся новые видящие. Но в последней работе маги, ставшие после смерти неорганическими существами, почему-то обретают способности, доступные ранее только новым видящим, прошедшим через Огонь изнутри. Противоречиво в "Активной стороне бесконечности" определяется и сама "пища" Орла. Обычно у Кастанеды он поглощает осознание умерших людей, то есть то, что в традиционных религиях называют душой. Однако в последней книге говорится уже о жизненной силе. Дон Хуан утверждает, что у магов, правильно сделавших перепросмотр, "тёмное море осознания" забрало только их жизненные переживания, "но не коснулось их жизненной силы. Маги обнаружили колоссальную истину о силах Вселенной: тёмному морю осознания нужны только наши переживания, а не наша жизненная сила". Новую пищу Орла Кастанеда впервые вводит ещё в 1981 году. В интервью журналу "Мagical Blend" процесс пожирания он описал так: "Орёл притягивает к себе всю жизненную силу, готовую исчезнуть, поскольку он питается этой энергией. Он похож на огромный магнит, притягивающий к себе все лучи света, которые представляют собой жизненную энергию умирающего". Но если пресловутый Орёл ограничивается пожиранием только низшего энергетического уровня, то более "тонкие" уровни внутреннего человека после физической смерти должны беспрепятственно переходить в инобытие. Неужели ещё в 80-е годы прошлого века Кастанеда понял, в чём ошибка его учителя?
ПОПЫТКА СОВМЕСТИТЬ НЕСОВМЕСТИМОЕУчение дона Хуана противоречит свидетельствам мистиков практически всех религий, подтверждающих бессмертие высшей части внутреннего человека. Соотношение сил здесь явно не в пользу новых видящих. Истинность их доктрины - наперекор духовному опыту человечества, попытался доказать Норберт Классен, современный популяризатор Кастанеды. Он постарался найти какую-то общую основу между описанием всепожирающего Орла и трансперсональным опытом человечества. В своей книге "Мудрость толтеков" Классен делает еретическое с точки зрения тех же толтеков утверждение о том, что после смерти осознание не распадается сразу на элементы, а начинает переживать посмертные видения. Таким образом, он попытался примирить концепцию своего кумира с многочисленными свидетельствами людей, переживших клиническую смерть. Классен счёл переживаемое за порогом смерти видение событий прожитой жизни тождественным технике перепросмотра, практикуемой толтеками. Он утверждает, что, если во время посмертного видения своего "фильма жизни" мы на чём-либо застреваем, "будь то страх, удивление или радость, Орёл проглатывает наше осознание. Если же мы несём бесстрастно все воспоминания нашей жизни вплоть до последнего момента, нашего рождения, мы достигаем свободы... и можем сохранить наше осознание". Здесь Классен "модернизирует" учение новых видящих, по мнению которых правильно произведённый перепросмотр создаёт "дубликат" осознания, вполне пригодный для поедания сгодится Орлом, что, тем самым, открывает путь к бессмертию. Классен уравнивает перепросмотр, длящийся годами и требующий особых навыков, с практически мгновенным воспоминанием умирающим всей своей жизни. Апологет Кастанеды считает, что любая проявленная при этом видении эмоция делает посмертный перепросмотр некачественным, и обрекает осознание на съедение Орлу. Таким образом, Классен пытается вписать трансперсональные переживания в доктрину толтеков и показать, что, несмотря на все данные трансперсонального опыта, никакой ошибки дон Хуан и его учителя не совершили - человек гибнет полностью и окончательно. Шанс спастись есть только у мексиканских магов и их последователей. Компромиссная версия Классена, однако, легко опровержима. Во-первых, согласно дону Хуану, "дубликат" осознания можно создать только во время земной жизни, и главное условие успешности этого процесса - полное возвращение собственной энергии, потраченной когда-то в прошлом. Именно из энергии воспоминаний, извлечённой особыми дыхательными техниками, создаётся "дубликат" осознания. Дон Хуан утверждал, на перепросмотр уходят годы - Классен же считает, что возможен "экспресс-вариант" за мгновения, когда умирающий видит события всей его жизни. Но как совершенно беспомощный человек может вернуть энергию, потраченную за всю свою жизнь, в тот момент, когда распадается его энергетический кокон? Во-вторых, люди, переживающие клиническую смерть, испытывают сильные эмоции: радуются встрече с умершими родными и близкими, чувствуют стыд и раскаяние за свои плохие поступки, ужасаются демонов т. п. По версии Классена, их неизбежная судьба - быть съеденными Орлом, однако они возвращаются в этот мир, иногда через несколько часов после летального исхода. Попытка апологета Кастанеды найти в феномене трансперсональных переживаний нечто общее с представлениями новых видящих оказывается совершенно несостоятельной. Более того, Классен, обращаясь к феномену трансперсонального опыта, невольно подчёркивает одно из слабых мест учения дона Хуана. Ведь распад осознания на элементы, как свидетельствуют толтеки, происходит в самом начале процесса умирания. Но после этого люди, пережившие клиническую смерть, смогли вновь вернуться к жизни. Что может восстановить, иногда даже спустя несколько часов после смерти, распавшееся осознание? Как это происходит? Ответов эти вопросы в доктрине толтеков мы не найдём. Можно предположить, что своё "дополнение" к учению дона Хуана Классен сделал под влиянием "Тибетской книги мёртвых". В этом тексте утверждается, что сильная эмоция, переживаемая человеком в его посмертных видениях, например, гнев или чувство вины, может помешать хорошему перевоплощению. Классен увидел здесь нечто общее с магической техникой перепросмотра и посчитал объяснением того, как "распавшееся" осознание может переживать посмертные видения. Однако популяризатор Кастанеды зашёл гораздо дальше своих заочных учителей - толтеки ни за кем, кроме себя, не признавали возможности посмертного существования, а тибетские буддисты считают, что любой, даже самый неудачно перевоплотившийся "поток сознания" начинает новую жизнь. Бессмертие человека, опровергающее учение новых видящих, Классен попытался "диалектически" использовать в пропаганде "мудрости толтеков". В своей книге он в несколько беспорядочной форме сообщает о вере в загробную жизнь американских индейцев и древних египтян, приводит мнение Юнга о бессмертии души и даже цитирует новозаветное евангелие. Более того, доказывая возможность посмертного существования, Классен сетует на непонимание многими этой мистической истины: "То, что человек первобытного общества воспринимает как само собой разумеющееся, остаётся для западноевропейца в основном непонятным, если не сплошным "суеверием". Однако, провозгласив возможность жизни после смерти, Классен тут же сам отказывается уяснить понятное и индейцу, и древнему египтянину. Вслед за Кастанедой он повторяет: "Я", наша личность и наше физическое тело действительно представляют собой смертную часть нашей целостной сущности". Что же тогда, по его мнению, является бессмертной частью человека? Но вместо ответа Классен без всякого перехода сообщает: "Загадка смерти занимает людей уже с начала времён...", и приводит выжимки из популярной антропологии, доказывающие... бессмертие души. Из дальнейшего изложения становится всё-таки понятно, что же в человеке, по мнению Классена, является бессмертным. Это Нагваль, неописуемая причина Вселенной. Он как бы потенциально содержится в каждом человеке как возможность совершать магические действия и постигать иные миры. Этот смелый тезис также противоречит доктрине дона Хуана, который прямо говорил, что Нагваль - это не душа, и к внутреннему составу человека не имеет никакого отношения. Нагваль - прямая противоположность всему, что есть в мире и что известно человеку о самом себе. Человеческое бессмертие, в каких бы формах не мыслилось, всё равно есть какое-то существование, и, говоря языком Кастанеды, уже принадлежит к "острову Тоналя", то есть бытия, которое противоположно Нагвалю. Свою попытку найти в человеке бессмертную часть Классен сводит на нет собственным утверждением: "Для толтеков понятие свободы означает преодоление смерти, возможность не быть съеденным Орлом. Это означает далее, что человек, достигший свободы, может сохранить осознание". В таком случае, человеку необходимо уберечь от смерти своё осознание, то есть душу-личность, "Я", а не гипотетическую "частичку Нагваля". Классен возвращается к исходному тезису толтеков: каждый, кто не смог стать настоящим новым видящим, в момент физической смерти погибнет полностью и навсегда. Никакого компромисса с мистическими данными практически всех религий у него не получилось.
ЗаключениеОШИБКА ДОНА ХУАНАИтак, мы установили, что смерть есть гибель не только физического тела человека, но и рассеивание его витальных энергий. Когда-то давно это стало настоящим открытием для магов древней Мексики, которые сами себя называли видящими, так как освоили техники экстрасенсорного восприятия. Увидев распад и исчезновение витальной структуры, они пришли к выводу, что он означает полную гибель внутреннего человека, прежде всего, его осознания - души-личности. Далее видящие много веков развивали магические приёмы, которые должны были открыть путь к бессмертию. Мы также установили, что подвижники практически всех религий верили в продолжение человеческой жизни после физической смерти. Сравнив их мистический опыт с представлениями новых видящих, мы обнаружили совпадение в описаниях посмертного распада сияющего энергетического кокона человека, что даёт все основания полагать - речь идёт об одном и том же процессе. Однако, помимо распада энергетического кокона, мистики других религий на собственном опыте многократно убеждались, что более "тонкие" составляющие человека - его душа-сознание и надъиндивидуальный дух, продолжают своё существование. Эта важнейшая религиозная истина оказалась недоступной толтекам, которые считали, что из всего человечества только они, сгорев в Огне изнутри, смогут достигнуть бессмертия. Сопоставление с данными мистической антропологии, полученными человечеством за тысячелетия религиозной жизни, показывает, каким образом видящие Кастанеды допустили ошибку: их экстрасенсорное восприятие оказалось недостаточно сильным. Толтеки смогли увидеть посмертное разрушение только самого грубого уровня внутреннего человека. Продолжение существования души-личности и надъиндивидуального духа оказалось недоступным их магическому видению. Можно предположить, что такое недостаточно глубокое видение породило и пресловутого Орла. Из описаний потусторонней реальности, сделанных мистиками разных религий, следует, что человек есть микрокомос, мельчайшее подобие необъятного инобытийного Универсума. Если увиденный толтеками энергетический кокон - первый, самый примитивный уровень внутреннего человека, состоящий из "грубых" витальных энергий, то, возможно, сам Орёл есть такой же потусторонний уровень энергии, из которой формируется жизненная сила всех организмов. То, что было увидено как порождение и поедание осознания, оказалось циклическими потоками витальной ци, исходящими из, так сказать, её "общевселенского" резервуара и возвращающимися в него. Подтверждение данному предположению можно найти у китайских мистиков, согласно которым "животная" ци, образующая энергетический кокон, после смерти человека растворяется в соответствующих ей уровнях инобытия, откуда со временем вновь включается в процесс вечного созидания. Соответственно, Орёл впитывающий в себя витальные энергии всех живых существ, является как бы персонификацией потоков этой ци. Но те же китайские мистики знают, что кроме "животной" ци в человеке присутствует более тонкие уровни - "небесная" ци и дух шень. Увиденное толтеками разрушение энергетического кокона не является посмертной судьбой только самой "грубой" составляющей внутреннего человека. Возможно, о несовершенстве собственного магического восприятия догадывались и некоторые видящие. На одном из семинаров, которые проводили ученики Кастанеды, был задан вопрос: "Верно ли, что Орёл - это эго? Флоринда ответила, что может быть. Это нечто, расцветающее на нашем сознании, нечто, что питает ощущение собственной важности". Эго - "встроенный разум", порождается воладорами, и тогда из слов Флоринды следует, что видение Орла зависит от воздействия потусторонних врагов человека. Летуны, по признанию самих толтеков, всячески подавляют магические способности человека. Соответственно, видение только первичного уровня потусторонней "изнанки" внутреннего человека могло произойти из-за ограничения, наложенного воладорами на осознание магов. Возможно, что вывод об обречённости всего человечества на полное посмертное уничтожение был "продиктован" ими же. Разумеется, можно сделать предположение, что учение толтеков - только фикция, плод творчества талантливого и эрудированного писателя, смешавшего свой реальный опыт общения с мексиканским магом (не проповедующим, однако, нового мистического учения) с выдержками из различных религиозных и философских доктрин. Правда, доказательств, подтверждающих подобные подозрения, до сих пор не было предоставлено, а вдохновившиеся книгами последователи проверяют на себе магические технологии толтеков и убеждены в их подлинности. В любом случае: будь книги Кастанеды творческой фантазией или правдивым описанием произошедших событий - они вводят читателя в заблуждение. Если Карлос честно описал свой экстраординарный опыт, то, рассматривая человека как полностью смертное существо, он ошибается вслед за своими учителями. Если же его книги вымысел, то, придумав свою магическую доктрину, он проигнорировал мистический опыт множества религий, говорящий о бессмертии души. В таком случае Кастанеда совершил своеобразный религиоведческий подлог. Итак, Дон Хуан и его последователи ошиблись - человек не "пыль на дороге". При всём своём несовершенстве, омрачённости и греховности, он всё-таки бессмертен. Индейцы древней Мексики, жившие за много веков до дона Хуана, были уверены в собственной загробной жизни. "...Когда мы умираем, в действительности мы не умираем, потому что живём, воскресаем, продолжаем жить, и это делает нас счастливыми. Поэтому старые люди говорили: тот, кто умер, превратился в бога. Говорили: он стал там богом...". Это совпадает с мнением св. Григория Богослова, ответившего всем доктринам окончательной смерти человека: "Если ты будешь низко думать о себе, то напомню тебе, что ты... созданный Бог". 2009 г. А.В. Логинов "Ошибка дона Хуана" <<след. пред.>> |
Смотрите также
Перефразируем известную фразу "не хлебом единым жив человек" - не макияжем единым жива женщина, её интересуют не только модные тенденции, кухня, дети и развлечения, но и иные материи. Например, альтернативная история или анализ учения Кастанеды.
В этом разделе мы решили размещать материалы, позволяющие взглянуть иначе на трактовку разных исторических фактов. Самыми первыми публикациями, давшими начало этому разделу, были фильмы ЛАИ из цикла "Запретные темы истории".
Вполне возможно, что в дальнейшем здесь же появятся статьи и на другую тематику.