Информация к размышлению

Внимание! Раздел оснащён поиском по разделу (кликните по ссылке), кроме того, Вы можете ознакомиться с информацией на странице "Помощь", чтобы лучше ориентироваться на нашем сайте.

 

😊Поделитесь этой страницей с друзьями!😊

Ошибка дона Хуана или Жизнь после смерти...

Все публикации → Ошибка дона Хуана или Жизнь после смертиЛаборатория Альтернативной Истории    Другие факты и мнения    Ошибка дона Хуана или Жизнь после смерти    Музыкальных дел мастера    Волшебная кисточка    Мастер и Маргарита, М. Булгаков, аудиокнига    
Ошибка дона Хуана или Жизнь после смерти

Предлагаем Вашему вниманию работу историка и журналиста Александра Логинова "Ошибка дона Хуана". Данная работа посвящена опровержению главного тезиса так называемого "учения дона Хуана" - смерть физического тела означает полное прекращение для каждого человека, бессмертие доступно только крохотным группам мексиканских магов. Опираясь на мистический опыт большинства религий, автор доказывает ошибочность концепции, изложенной в серии книг Карлоса Кастанеды.

Поддержать автора в его дальнейших исследованиях на тему религиоведения Вы можете, перейдя по этой ссылке.

...Что душа живет вечно, об этом узнаём из согласного свидетельства всех народов.

Цицерон

 

Смерти нет, потому что ниточки исчезают, а шарик остаётся.

В. Пелевин

ПРЕДИСЛОВИЕ

Данное исследование является попыткой доказать ошибочность мистической доктрины, изложенной в книгах американского антрополога Карлоса Кастанеды и названной в честь его наставника учением дона Хуана. В своих книгах Кастанеда объявил себя продолжателем древней магической традиции мексиканских индейцев. Одним из главных постулатов этой традиции является утверждение, что физическая смерть человека есть смерть окончательная. Наставник писателя - дон Хуан, многократно повторял, что так называемая душа после смерти гибнет практически у каждого человека. Свою концепцию он обосновывал данными особого мистического восприятия - видения человеческой смерти.

Дон Хуан также утверждал, что ему известен способ спасения от неизбежной гибели. Он состоит из комплекса сложных магических приёмов, которые нужно практиковать достичь максимального совершенства - "безупречности", чтобы суметь обмануть неизбежную смерть. Получается, что учение дона Хуана оказывается "неблагой вестью" для всего человечества, обречённого на полную гибель, и шанс получить бессмертие, как исключение, есть только у крохотных групп мексиканских магов. После выхода книг Кастанеды, которые практически сразу стали бестселлерами, круг счастливчиков расширился - к ним могут причислить себя тысячи сторонников новой религии, но для остальных людей дверь в бессмертие закрыта.

Однако я полагаю, есть веские причины для сомнения в истинности категоричных утверждений Кастанеды. Сопоставление видения дона Хуана и мистического опыта большинства традиционных религий позволило обнаружить удивительный феномен - действительно в момент смерти человека происходит распад сияющего кокона, окружающего физическое тело и невидимого обычным зрением. Данный факт может быть расценен как подтверждение достоверности описаний мистической реальности, сделанных Карлосом Кастанедой. Однако независимые друг от друга и зачастую противоречащие друг другу в догматах религиозные традиции удивительно схоже представляют, так сказать, внетелесную анатомию человека. Согласно опыту мистиков разных вероисповеданий и культур, она представляет собой многоуровневую систему, и магическое восприятие смерти, известное дону Хуану, относится лишь к самому первому уровню этой системы.

Мистический опыт подвижников различных религий совпал с другим важным тезисом учения дона Хуана - о подверженности разума негативному влиянию потусторонних существ, которые сверхъестественным образом паразитируют на каждом человеке, порабощая его разум и делая слабым и неумным рабом страстей. Знание об этой порабощённости, по мнению Кастанеды, никак не отражено в религиозном опыте человечества и расценивается им как эксклюзивное открытие его учителей. Это ещё одна ошибка - негативное воздействие потусторонних существ на человека известно с давних времён и неоднократно упоминается в текстах, приписываемых выдающимся религиозным подвижникам. К сожалению, данная тема не получила пока должного внимания со стороны религиоведов, теологов и историков, что можно объяснить одним из последствий этой порабощённости.

Исследуя опыт мистиков различных религий и свидетельства людей, переживших клиническую смерть, мы увидим, что процесс перехода человека в инобытие оказывается сложнее как материалистического представления о "прекращении всех функций организма", так и упрощённой религиозной формулы о "расставании души с телом". Главный тезис учения дона Хуана оказался ошибочным - бессмертие для каждого человека столь же неизбежно, как и встреча со смертью.

То, чего боится каждый,

Чего нельзя не бояться,

Так это оказаться в одиночестве перед лицом смерти,

Но никому не миновать этого!

(Лао-Цзы. Книга о пути и силе)

 

ГЛАВА ПЕРВАЯ

Жизнь и смерть новых видящих

УЧЕНИЕ ДОНА ХУАНА

Об учении дона Хуана и его практическом применении рассказывается в десятке книг, написанных Карлосом Кастанедой. Главный герой повествования - дон Хуан, был лидером группы мексиканских магов и обладал особой энергией, позволяющей быть их проводником в Неведомое, нагвалем. Его доктрину Кастанеда называет в разных книгах по-разному: путём знания, путём воина, учением толтеков или новых видящих и даже шаманизмом, хотя в антропологии этот термин имеет иное значение.

Согласно рассказам дона Хуана, на территории Мексики в течение столетий сохраняется и развивается особое знание, которое получено от Орла - мистической первопричины Вселенной. Разумеется, эта первопричина не имеет никакого отношения к хищным птицам, просто маги (они же видящие, толтеки, "воины"), сумели по-особому воспринять её - увидеть, и нашли в ней что-то общее с орлом. Знание получено от Орла не как откровение, то есть непосредственное обращение Божества к людям, а в результате видения - экстрасенсорного восприятия энергии. Людей, способных на это восприятие, дон Хуан называл видящими. Эти видящие в течение столетий наблюдали, как некая неописуемая сила образует непрерывный поток энергии, создающий и уничтожающий все живые существа Вселенной. Постепенно видящие попытались интерпретировать результаты своего наблюдения. Так родилось особое знание - Правило, описывающее истинную, с точки зрения толтеков, причину бытия.

Дон Хуан разделил видящих на древних и новых. Древние видящие - это множество поколений магов прошлого, которые стремились приобрести власть над людьми, пережить фантастические приключения в других мирах и т. д. Традиция новых видящих возникла несколько столетий назад, после крушения цивилизации толтеков, которую никакие магические приемы не спасли от захватчиков - испанских конкистадоров. Новые видящие сосредоточили все свои усилия на достижении абстрактной цели - обретении полной свободы.

Главное "действующее лицо" Правила - потусторонняя сила, названная Орлом. Как сказал дон Хуан, называется она так "не потому, что это орёл или что-то, имеющее нечто общее с орлом, или как-то к нему относящееся, а потому, что для видящего она выглядит как неизмеримый и иссиня-чёрный Орёл, стоящий прямо, как стоят орлы, высотой уходя в бесконечность...Четыре вспышки света освещают его сущность. Первая вспышка, подобно молнии помогает видящему охватить контуры тела Орла. Тогда можно видеть белые мазки, выглядящие как крылья. Вторая вспышка молнии освящает колышущуюся, создающую ветер черноту, выглядящую как крылья Орла. С третьей вспышкой видящий замечает пронзительный нечеловеческий глаз. А четвёртая, последняя вспышка открывает то, что Орел делает. Орёл пожирает осознание всех живых существ, живших на земле мгновение назад, а сейчас мёртвых, прилетевших к клюву Орла как бесконечный поток мотыльков, летящих на огонь, чтобы встретить своего Хозяина и причину того, что они жили. Орел разрывает эти маленькие осколки пламени, раскладывая их, как скорняк шкурки, а затем съедает, потому что осознание является пищей Орла".

Этого пожирания не может избежать и человек. "Орёл... видит всех этих существ одинаково. Поэтому у человека нет никакого способа разжалобить Орла, просить у него милости или надеяться на снисходительность". Быть съеденным - вот, с точки зрения магов, действительный смысл человеческой и всякой другой жизни. Орёл "создаёт живые существа... чтобы они в процессе жизни могли обогащать осознание, полученное вместе с жизнью".

Конечно, ужасно, что человеческое осознание исчезает в клюве вселенского хищника, но, по мнению дона Хуана, это закономерно, поскольку именно Орёл даёт людям жизнь. И чудовищный пир, описанный доном Хуаном, по сути, порождение слабого человеческого осознания: после восприятия чего-то совершенно неописуемого, оно "вмешивается и принимается за построение интерпретаций. Но в действительности Орла... не существует. Уяснить же истинную сущность того, что существует на самом деле, не в состоянии ни одно живое существо".

Грозный образ Орла, по словам дона Хуана, возник по вине неуравновешенных и впечатлительных видящих, которые поспешили описать в привычных образах нечто принципиально неописуемое. Но их слабость стала традицией, и поколения магов оказались накрепко приклеены к образу хищной птицы. (В дальнейшем Кастанеда будет постоянно менять имя первоисточника Вселенной, называя его Духом, Нагвалем и даже Тёмным морем осознания).

 

ПРЫЖОК В ПРОПАСТЬ КАК ОБРЕТЕНИЕ БЕССМЕРТИЯ

Итак, Орёл порождает человека, точнее, его энергетическую структуру, похожую на сияющий кокон. Для глаз обычного, не умеющего видеть человека, этот кокон совершенно не заметен. Как утверждал Дон Хуан, все магические действия основаны на манипуляциях с энергетической структурой, центром которой является так называемая точка сборки. Сдвигая точку сборки, маг изменяет собственное восприятие и переносится в другие миры, или, точнее, другие миры становятся для него реальностью.

В этих мирах тоже есть жизнь, но принципиально отличная от нашей и названная Кастанедой неорганической. Неорганические существа присутствуют и в этом мире, видящие вступают в контакт с некоторыми из них. Прирученных особыми магическими способами неорганических существ маги называют "союзниками".

Но управление потусторонними существами и приключения в бесконечных мирах не являются главными целями магии толтеков. Цель их абстрактной магии чрезвычайно конкретна - спасение своего осознания от пожирания Орлом.

В Правиле о возможности спасения говорится так: "Хотя Орла не волнуют обстоятельства жизни любого живого существа, каждому из них он сделал дар. По-своему, своими собственными средствами, каждое из них, если пожелает, имеет власть сохранить силу осознания, силу не повиноваться зову смерти и тому, чтобы быть сожранным. Каждому живому существу была дарована сила, если оно того пожелает, искать проход к свободе и пройти через него. Для того видящего, который видит этот проход, и для тех существ, которые прошли через него, совершенно очевидно, что Орёл дал этот дар для того, чтобы увековечить осознание. Для того, чтобы к лазейке существовал проводник, Орёл создал нагваля". Нагваль - это лидер видящих, обладающий особой силой и знанием Правила.

Сохранение осознания от пожирания его Орлом и обретение полной свободы может быть достигнута при слиянии энергетической структуры - сияющего кокона мага, со всеми бесконечными потоками энергии Вселенной. Это слияние толтеки называют Огонь изнутри. Чтобы таким образом слиться со Вселенной, видящему необходимо пойти на самоубийственный поступок - прыгнуть в пропасть. Смертельная угроза должна за доли секунды мобилизовать все магические ресурсы воина, и он, вспыхнув, исчезнет из этого мира, навсегда растворившись в Неизвестности.

При этом толтеки рассчитывают сохранить свою индивидуальность, "в определённом смысле" остаться самими собой. Как сказала одна из учениц Кастанеды: "Мы рассчитываем... обрести возможность увидеть бесконечность в течение следующего миллиарда или пяти миллиардов лет". Если же воин не приобрёл достаточного магического мастерства, то он попросту упадёт и погибнет на дне пропасти.

Как гласит учение дона Хуана, достигнув Огня изнутри, видящий уходит в Вечность. Через много лет его ученики также прыгают в пропасть и сливаются с Вселенной, обучив перед этим новую партию воинов. И так, группа за группой, горстки видящих обретают свободу, в то время как остальное человечество, ничего не зная о данном Орлом шансе, идёт к окончательной смерти.

 

МАГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ СПАСЕНИЯ

В последние годы своей жизни Кастанеда излагал учение дона Хуана несколько по-иному. Оказывается, что в исключительных случаях Огня изнутри можно достичь, не прыгая в пропасть. Соответственно, всем многочисленным поклонникам "пути воина" можно осваивать техники толтеков, не имея учителя-нагваля и не состоя в группе видящих, достаточно читать книги и применять на практике описанные в них магические приёмы. О таком "облегчённом" варианте достижения бессмертия рассказывали на своих семинарах и ученицы Карлоса.

Но в любом случае, чтобы успешно уйти из этого мира, маг должен долгие годы отшлифовывать свои техники, которые сводятся, в общем, к перепросмотру и сдвигу точки сборки. При применении перепросмотра видящий постепенно вспоминает все события своей жизни и все контакты с людьми. При воспоминании он возвращает свою энергию, потраченную при контактах с людьми, и очищает себя от чужой энергии с помощью особого дыхания. Цель - сформировать точную копию своих жизненных переживаний, которую необходимо "подсунуть" всепожирающему Орлу вместо настоящего осознания. Неописуемой причине Вселенной, утверждал дон Хуан, не нужно осознания-"души" людей, он их съедает "между прочим", его единственная потребность - их жизненный опыт, совокупность всех воспоминаний и эмоций. Если воин сумеет создать точную энергетическую копию этого опыта - вселенский хищник откроет ему путь к свободе.

Другая магическая техника, овладение которой дон Хуан считал необходимым для сохранения осознания - сдвиг точки сборки. Точкой сборки он называл особую область на энергетическом коконе, в которой некоторые из неисчислимых потоков энергии Вселенной сходятся в один пучок. "Содержание" этих эманаций и порождает мир, который воспринимает человек. Каждое изменение положения точки даёт изменение восприятия, вплоть до перемещения толтека в какой-нибудь из других миров. Для достижения Огня изнутри точка сборки должна распространиться по всему кокону, что приведёт к восприятию в один миг всей необъятной Вселенной. Осознание человека станет всем, он полностью и исчезнет, но останется навсегда во всех мыслимых и немыслимых мирах.

Чтобы подготовить себя к Огню изнутри, маги практикуют постоянные сдвиги точки. Прежде всего, это контроль над сновидениями, которые сами по себе есть результат хаотического перемещения точки сборки во время сна. Жёсткая фиксация точки с помощью специальных упражнений упорядочивает восприятие в сновидения, делает их "плотными". Маг из своих снов образует иные миры, он может надолго задерживаться в них с помощью особого тела сновидения, энергетического "дубля" физического тела.* Сдвиг точки сборки в состоянии бодрствования меняет строение энергетического кокона, и позволяет трансформировать своё земное тело. На этом основаны практикуемые магами техники оборотничества, контакты с неорганическими существами и т. д.

В последние годы жизни Кастанеда сформулировал ещё задачу видящих: освободить своё осознание от влияния воладоров. Воладоры (voladores, в переводе с испанского "летуны") - неорганические существа, которые паразитируют на людях - пожирают сверкающую оболочку осознания, особую энергию-свечение вокруг кокона. Летуны являются частью огромного хищника, пришедшего на Землю из глубин Вселенной после какой-то потусторонней катастрофы. Увидеть его целиком невозможно, он проявляется только как разрозненное хаотическое скопление летающих чёрных теней. Главный вред, наносимый воладорами, заключается в том, что эти потусторонние сущности научились контролировать поведение человека, внедрив ему свой разум, лживый и алчный.

Подчиняясь этому внедрённому разуму, человек действует не как магическое существо, наделённое особой силой, каким он был изначально, а как слабый, никчемный, погрязший в глупом эгоизме субъект. Объедание летунами энергетического кокона людей с возрастом усиливается: дети "светятся" достаточно сильно, но, обучаемые взрослыми поведению, построенному на законах внедрённого ума, они постепенно становятся объектом энергетической эксплуатации. Увидеть воладоров довольно легко: как чёрные тени они летают вокруг людей, и в сумерках даже обычный человек краем глаза может заметить их зловещие метания.

Поработив людей, воладоры заставляют их расходовать энергию на борьбу с самими собой и окружающими, а не на обретение свободы. Устранить воладоров как таковых нельзя, утверждал дон Хуан, но им можно противодействовать с помощью дисциплины - способности "спокойно противостоять обстоятельствам, не входящим в наши расчёты". Дисциплина прерывает работу навязанного летунами разума, его действие раз за разом уменьшается, пока, однажды, не прекращается совсем. Воладоры, по мнению нагваля, не способны есть сверкающую оболочку осознания, восстановленную дисциплиной, она "выше понимания" их хаотичного разума. Но всему человечеству от влияния воладоров не освободится: летуны, контролируя мышление, навязывают свою оценку всего, и истину об их существовании представляют в уме человека как абсурдную выдумку.

 

СМЕРТЬ ОКОНЧАТЕЛЬНА?

У магов есть абстрактная цель - свобода, но что ждёт их после растворения осознания по всей неизмеримой Вселенной, доподлинно неизвестно. Почему же видящие согласны пойти на исчезновение в Огне изнутри, который на "обывательский" взгляд является настоящим самоубийством?

Как было сказано, концепция мироздания мексиканских магов основывается на видении - особом восприятии энергетической "изнанки" физического мира. Толтеки знали, что Орёл проглатывает жизнь всех живых существ. Тогда маги попытались увидеть, что же при этом происходит с сутью человека - осознанием. Их видение смерти оказалось убивающим всякую надежду зрелищем.

Первое описание магического видения смерти появляется у Кастанеды в книге "Отдельная реальность". Дон Хуан рассказывает, как он увидел смерть собственного сына. "На него свалился обломок скалы, когда мы работали на строительстве Панамериканской магистрали... Подойдя к месту обвала, я понял, что он уже практически мёртв... Я остановился перед ним и сказал парням из дорожной бригады, чтобы они его не трогали... Я стоял рядом, но не смотрел, а сдвинул восприятие в положение видения. Я видел, как распадается его жизнь, расползаясь во все стороны подобно туману из мерцающих кристаллов. Именно так она разрушается и испаряется, смешиваясь со смертью. Вот что я сделал, когда умирал мой сын. Это - единственное, что вообще можно сделать в подобном случае. Если бы я смотрел на то, как становится неподвижным его тело, то меня бы изнутри раздирал горестный крик, поскольку я бы чувствовал, что никогда больше не буду смотреть, как он, красивый и сильный, ступает по этой земле. Но я выбрал видение. Я видел его смерть, и в этом не было чувства печали, не было вообще никакого чувства. Его смерть была равнозначна всему остальному".

В той же книге дон Хуан подробно рассказывает Карлосу о стадиях увиденного магами умирания. "Первая - отключение, провал в черноту. Она не имеет особого значения... Человек ощущает легкость. Она дает иллюзию счастья, целостности и ощущение тотального спокойствия всего бытия. Но эта стадия весьма поверхностна. Скоро она проходит, и человек попадает в другую сферу - сферу жестокости и силы. Эта вторая стадия... В это мгновение мы снова становимся в каком-то смысле самими собой. И смерть с силой бьёт нас снова и снова, яростно и спокойно, пока наша жизнь не растворится, превратившись в ничто". Далее дон Хуан говорит Кастанеде, что смерть "войдёт в тебя с бешеной неуправляемой силой и заставит тебя рассеяться. Ты станешь плоским и рассеешься по всей земле, по всему небу и за его пределами. И ты будешь похож на туман из мельчайших кристаллов, которые будут уплывать, уплывать, уплывать".

Немного по-иному описание смерти было повторено в книге "Сказки о силе". В момент удара смерти тональ - всё, что относится в человеке к миру повседневности, включая физическое тело и психику; по сути, это обычный "немагический" человек - начинает осознавать самого себя. "Такое осознание - это всегда потрясение, потому что оно разрывает пелену нашей умиротворённости. Я называю его целостностью существа, которое умрёт... В момент смерти другой член истинной пары - нагуаль - становится полностью действенным. Все осознание, воспоминания, восприятие, накопившееся в наших икрах и бедрах, в нашей спине, плечах и шее, начинают расширятся и распадаться. Как бусинки бесконечного разорванного ожерелья, они раскатываются без связующей нити жизни".

Здесь гибель осознания дон Хуан описывает не как пожирание его Орлом, а как рассеивание в Нагвале, но, по сути, это одно и тоже. "Как только сила жизни оставляет тело, все единые осознания распадаются и возвращаются туда, откуда они пришли - в нагуаль". Это возвращение частиц осознания означает их уничтожение и окончательную смерть человека. После такого растворения в Нагвале, согласно учению дона Хуана, невозможно никакое новое включение частиц распавшегося осознания в круговорот бытия, как это происходит, согласно буддистской доктрине, при перевоплощении. "Когда сила жизни иссякнет - не будет никакого способа вновь собрать пучок".

Итак, смерть с точки зрения мексиканских магов означает разрушение энергетической структуры, рассеивание составляющих её энергий. Осознание человека - "сердцевина" кокона, образованная сочетанием эманаций, также гибнет, навечно исчезая в Нагвале. Потусторонняя жизнь души, таким образом - лишь миф, созданный для собственного утешения людьми, не способными увидеть смерть.

Вывод об окончательной и неизбежной смерти каждого человека стал основой мировоззрения толтеков и главным стимулом для их весьма рискованных занятий. Убеждение, что они навсегда и полностью исчезнут из этого мира, но обретут подлинное бессмертие, помогало видящим с огромной энергией совершенствоваться в магических техниках. С их точки зрения, обычные люди, не отдающие себе отчёта в собственной скорой гибели, заполняют свою жизнь бесполезной суетой, "бесконечной глупостью". Для воина же смерть - вызов, поэтому его жизнь становится возвышенной и осмысленной борьбой с собственным исчезновением. По сути, без убежденности в скорой смерти не было бы самих новых видящих и их абстрактной магии.

Дон Хуан требовал от Кастанеды, чтобы он, отбросив сожаление, печаль и тревогу, постоянно осознавал факт собственной смертности. "Сосредоточить внимание на том факте, что у тебя нет времени. И пусть действия твои текут соответственно. Пусть каждое из них станет твоей последней битвой на земле. Только в этом случае каждый твой поступок будет обладать законной силой. А иначе всё, что ты будешь делать в этой жизни, так и останется действиями робкого и нерешительного человека... Если тебе предстоит умереть, у тебя просто нет времени на проявления робости и нерешительности. Нерешительность заставляет тебя цепляться за то, что существует только в твоём воображении. Пока в мире - затишье, это успокаивает. Но потом этот жуткий таинственный мир разевает пасть, намереваясь тебя проглотить, и ты с полной очевидностью осознаёшь, что все твои проверенные и надёжные пути вовсе такими не были. Нерешительность мешает нам испытать и полноценно использовать свою судьбу - судьбу людей".

На идее окончательной и полной смерти толтеки построили впечатляющую религиозную систему. В ней, как в каждой религии, сообщается о трансцендентном источнике бытия, об иных мирах и дружественных или враждебных человеку потусторонних силах, о приобретении бессмертия как награде верным последователям их учения. Культивирование магами самодисциплины и безупречности близко к этическим правилам подвижников традиционных конфессий: смирению, целомудрию и нестяжанию. Однако во взглядах на душу и посмертную судьбу человека толтеки непримиримо расходятся со всеми другими религиями.

Почему в отличие от видящих, мистики традиционных религий учат о продолжении жизни в инобытии? Может быть, им оказалось недоступным знание о неизбежном разрушительном финале каждого человека? А может быть, сами видящие ошиблись в своём приговоре?

Продолжение следует

А.В. Логинов "Ошибка дона Хуана"


<<след.   пред.>>

Подпишитесь на наш канал!

Смотрите также


 

Перефразируем известную фразу "не хлебом единым жив человек" - не макияжем единым жива женщина, её интересуют не только модные тенденции, кухня, дети и развлечения, но и иные материи. Например, альтернативная история или анализ учения Кастанеды.

В этом разделе мы решили размещать материалы, позволяющие взглянуть иначе на трактовку разных исторических фактов. Самыми первыми публикациями, давшими начало этому разделу, были фильмы ЛАИ из цикла "Запретные темы истории".

Вполне возможно, что в дальнейшем здесь же появятся статьи и на другую тематику.