Статьи и видео о моде

Рады приветствовать Вас в этом подразделе нашего сайта. Статьи и видео-подборки, посвящённые моде, подразделяются по годам. Выбрав интересующий модный сезон, Вы откроете перечень статей с анонсами. Для того, чтобы прочитать статью полностью, нужно нажать на её название.

Мода характеризуется частой сменяемостью вкусов, благодаря чему она прослыла ветреной и лекгомысленной. В каком-то смысле частая сменяемость модных тенденций добавляет разнообразия в повседневность.

Собственно говоря, то, что нам предлагают модельеры, становится модой только тогда, когда оно принято основной массой потребителей. Великая Коко Шанель считала, что мода, ненашедшая признания широчайших масс покупателей, не является модой. Другими словами, мы с Вами решаем, что будет модно в следующем сезоне, а создатели модных коллекций только предлагают нам идеи, интересные и не очень.

Внимание! Мы обнаружили, что переадресация на новые адреса для некоторых страниц не срабатывает и пользователи попадают в общий список статей.
Воспользуйтесь, пожалуйста, поиском по разделу (кликните по ссылке), а также внимательно изучите "Помощь".

Приносим извинения за неудобства, надеемся на Ваше терпение и понимание.

Одежды Древней Греции

Все статьи → История модыСтатьи о моде и стиле    Статьи и видео о модных тенденциях    Дни художественных искусств (Metiers d’Art Days)    История моды    Тенденции моды в макияже    
Одежды Древней Греции

Древняя Греция ассоциируется у многих с героями древнегреческих мифов: отважным Ясоном, могучим Гераклом, сладкоголосым Орфеем.., а также с древнегреческими богами: Зевсом-громовержцем, богами войны Афиной и Аресом, богами красоты Афродитой и Аполлоном, богиней охоты Артемидой и т.д. Наследие античной Греции и по сей день восхищает нас. Искусные строители храмов, ваятели, учёные.., но, прежде всего, древние греки были людьми, которые, не смотря на культ совершенного тела, всё же носили одежду. Именно о ней, мы и поговорим в нашей статье.

*"...Древние народы, жившие на островах в бассейне Эгейского моря и на территории Средиземноморского побережья, где в последствии возникло государство Древняя Греция, создали интереснейшую и самобытнейшую культуру, мало изученную современниками и во многом еще не понятную – это крито-микенская культура. Эта культура возникла среди островов Эгейского моря. Центром древнейшей культуры был остров Крит, обладавший великолепными природными условиями. На Балканском полуострове наиболее крупным и значительным было государство Микены. Обе эти культуры тесно связаны между собой и имели много общего. Крито-микенская культура явилась фундаментом древнегреческой культуры. Но напрасно мы будем искать признаки крито-микенской культуры в формах греческой одежды. Условия, в которых рождалось, развивалось и совершенствовалась древнегреческая культура были иными, поэтому иными были одежды древних греков. Только лишь набедренные повязки мужчин, сохранившиеся в одежде раннего архаического периода развития греческой культуры, напоминают об истоках греческой культуры костюма...

...Характерной чертой древнегреческой одежды являлось искусство драпировки одежды. Древние греки создали совершенный тип драпированного костюма из отдельных, преимущественно прямоугольных кусков ткани. Художественный смысл этого костюма заключался в использовании пластических свойств ткани для создания сложного линейного ритма драпировок, который придавал величественную динамику всему облику человека. Постоянно меняясь в движении, этот костюм состоял из множества свободно лежащих драпировок, пересекающихся в различных направлениях, возникающих то в одном, то в другом месте, что при всей его простоте не создавало впечатления однообразия. Каждый костюм был индивидуален, хотя всегда делался из кусков ткани одной формы и часто даже одной величины.

Этот костюм имел два варианта:

  • дорийский (хлена, пеплос), который был распространен у жителей материковой Греции. Появление такого типа одежды связано с завоеванием значительной части Эллады в 9 в. до н. э. дорийцами;
  • ионийский (хитон), который был распространен у малоазиатских греков.

Общая характеристика костюма

История древнегреческого античного общества начинается с 11 в. до н. э. со времени переселения в Грецию дорийского племени. С 11 по 8 в.в. до н. э. произошел распад первобытнообщинного строя греческих племен, возникла частная собственность, родовая аристократия. Постепенно сложились рабовладельческие отношения. Этот период называют гомеровским (архаическим), поскольку он воспет в бессмертных поэтичных творениях Гомера «Эллада» и «Одиссей», в которых изображены условия жизни дорийских греков.

7 - 6 вв. до н. э. считаются в истории искусств Древней Греции периодом ранней и зрелой классики, «золотым веком», периодом расцвета рабовладельческой демократии.

5 - 4 вв. до н.э. – это период расцвета античного искусства, который часто называют эпохой Перикла.

После восстановления над Грецией гегемонии Македонии (3 в. до н.э.) и военных походов А. Македонского появляются первые признаки спада древнегреческой античной культуры. Распространение античной культуры на восток и запад сопровождалось одновременно и ее распадом под влиянием культуры завоеванных государств. В 1 в. до н.э. Греция утратила свою политическую независимость и стала римской провинцией, а с покорением Римом основной части эллинского востока заканчивается самостоятельная история древнегреческой античной культуры. Этот период носит название эллинского периода. Хронологически он отсчитывается с конца 4 в. до н. э. и до конца 1 в. до н.э.

Древнегреческие полисы представляли собой рабовладельческое общество. Широкие слои вольных граждан, которые назывались дэмос, имели доступ к управлению полисами. Поэтому этот режим носил название рабовладельческой демократии. Примером такого полиса были Афины (5 в. до н. э.). Особый строй рабовладельческой демократии создал условия для мощного развития античной культуры, которая в дальнейшем оказала большое влияние на всю будущую культуру человечества. Именно в этом общественном строе получило развитие научное познание мира с помощью философских наук и сформировалось жизнеутверждающее оптимистическое мировоззрение, которое основывалось на идеях физической и духовной культуры человека, свободы и гражданской доблести.

В тесной зависимости от этих особенностей общественного строя развивался древнегреческий костюм. Свои основные национальные особенности древнегреческий костюм неизменно сберегал до эллинского периода. После этого он начал постепенно видоизменятся за счет влияния восточных культур и культуры Древнего Рима. На начало н.э. древнегреческий костюм утратил свою самобытность и слился с римским костюмом. Представление о человеческом теле, как о гармонии красоты в природе, глубокое понимание его пластических форм и высокоразвитая физическая культура тела, обусловили древнегреческий стиль, заключающийся в гармонии ткани и форм человеческого тела, подчеркнутой естественности и пропорциональности фигуры.

Первым древнегреческим костюмом была обертывающая и драпирующая одежда. Этот вид одежды приобретал формы лишь после ее драпировки на фигуре человека. Одежда закреплялась разными способами. Сначала без помощи иголки и нитки, а различными заколками, узлами, бляхами, фибулами. Прямоугольные куски ткани драпировались свободно, создавая просторную, не прилегающую, не мешающую движениям, одежду. Пояс чаще одевался для поддерживания одежды, для более мягкой драпировки складок, нежели чем для стягивания фигуры. Даже своеобразный бандаж с тончайшей кожи – стафион (широкая нагрудная повязка) у гречанок был способом для подчеркивания фигуры. Вся красота древнегреческого костюма заключалась в свободно и мягко спадающих скульптурных складках, которые подчеркивали общие контуры тела, одновременно скрывая его недостатки.

В античном костюме главную роль играл культ красоты и гармонии тела. Поэтому его оголенность не вызывала чувства стыда и неприличия. Костюм сам по себе не имел особого значения, а был лишь дополнением к обнаженному телу. Не нарушая меры пристойности, древнегреческий костюм мог оголять руки, плечи, ноги, и даже бедра.

Мужской и женский древнегреческий костюм в своей основе были практически идентичны. Даже способы драпировки мало, чем отличались. Социальные различия в костюме античности также были мало значимы.

 

Характерные особенности мужской и женской одежды

Основным элементом древнейшей «догомэровской» одежды греков в период архаики является четырехугольный шерстяной плат, который пришедшее с севера племя дорийцев принесло с собой в Элладу. Он был одинаковый и у мужчин и у женщин, но как мужская одежда он имел название хлена, а как женскаяпеплос (2х1,8 м). Его оборачивали вокруг тела и прихватывали на плечах заколками. Это и была так называемая дорийская одежда, созданная по совершенно оригинальному принципу без кройки и шитья. Под хленой мужчины носили узкий передник, повязанный вокруг бедер. Это элемент одежды, заимствованный у крито-микенской культуры. Позже на месте этого передника сначала у самого восточного греческого племени – ионийцев, - появился элемент одежды, заимствованный на семитском Востоке – хитон. Хитон - это рубаха–юбка, сшитая повсеместно и украшенная искусно уложенными складками. Это полотняная одежда трубчатой формы в архаический период стала господствующей формой одежды практически всех сословий в Древней Греции.

Ионийская одежда, частично вытиснившая старинную дорийскую, по свидетельству Геродота, была введена в Афинах во времена правления Писистрата (560 - 527 гг. до н.э.). Ионийский хитон был первой закрытой одеждой, которую греки могли носить без заколок. Короткий хитон служил повседневной одеждой, длинный - преимущественно праздничным нарядом пожилых и знатных людей. Хитон со шлейфом - был принадлежностью островных греков.

Женский гардероб был намного богаче, чем мужской. Кроме шитого полотняного хитона, появился ряд новых форм одежды, например, скроенная и сшитая верхняя одежда с рукавами, по форме сходная с современными блузами и жакетами. Для нее использовали не только чисто белое полотно, но и полотно украшенное отделкой, а также роскошные ткани, завезенные с Востока.

После греко-персидских воин ионийский наряд был оттеснен на задний план. Реформа началась со Спарты и в большей или меньшей мере охватила всю Аттику. В классический период хорошим тоном считалась простота и сдержанность в одежде. Слияние дорийского с ионийским стилем привело к возникновению нового классического стиля греческой одежды. Только эта одежда совершенно независимая от диктатуры моды, с крупно-волнистыми линиями тяжелых драпировок, или легко парящая, или с подвижными мягкими складками, всегда соответствующая обстоятельствам, давала дышащему под ней телу жить собственной жизнью.

Первоначально хлена мужчин и пеплос женщин так искусно обматывали тело, что они нигде не сшивались, а закалывались лишь булавкой на плече. Однако эта старинная форма дорийского пепласа, сохранившаяся в Спарте, вскоре была видоизменена: боковые кромки справа сшивались от бедра до низа, так что возникла разновидность юбки, которая подпоясывалась в талии. Хитон - это рубаха со швами на плечах, которую поначалу носили как мужчины, так и женщины. Мужчины не подпоясывали хитон, носили его вместе с покрывающей левое плечо накидкой, называемой гиматием. Его размеры достигали 2,9х1,8 м. Женский хитон мог и не сшиваться, а закрепляться застежками на плечах. Его подпоясывали на талии или под грудью, таким образам, что поверх пояса свисала складка ткани - колпос (греч. – лоно, утроба, пазуха), которая иногда принимала вид отдельной накидки. Наряду с ней носили так же настоящую накидку - диплойдий или диплос, которая пропускалась под левой рукой и выводилась на правое плечо, где скреплялась застежкой (фибулой).

В противоположность просторному гиматию – одежде женщин и взрослых мужчин, молодые воины носили короткую накидку типа плаща, которая называлась хламида. Хламида - это легкий короткий плащ для верховой езды, так же прямоугольной формы с цветной каймой и кистями на нижних концах. Его накладывали на левое плечо, а верхние концы соединяли на правом застежкой - аграфом. Хламида происходит из Фессалии. Вместе с этим маленьким плащом для верховой езды и путешествий большей частью носили дорожную войлочную шляпу - петас.

Женских шляп греческий костюм почти не знал. Поэтому большое значение придавали искусно сделанной прическе. Кроме гиматия женщины закрывали голову очень коротким покрывалом - кредемон, которое доходило до глаз, а сзади свободно падало на затылок и спину.

Одежда рабов была по крою и форме такой же, как и вольных греков, как одежда господствующих классов. Отличалась она лишь тем, что изготовлялась из грубой шерсти природного цвета - коричневых, бурых и сероватых оттенков.

Ремесленники, рабы, крестьяне носили более простую одежду – экзомис (2,3х1,4 м) – это кусок грубой ткани, который закладывали долевыми складками в середине и покрывали им левое плечо. Чтобы ткань не спускалась на руку, ее поддерживала с правой стороны специальная повязка. В талии экзомис укреплялся поясом.

 

Ткани и их дизайн

Основной тканью для одежды была шерсть, которая использовалась для верхней и нижней одежды. Греки могли вырабатывать из шерсти грубые и тонкие ткани. Наряду с шерстью использовались льняные ткани. В ранний период развития древнегреческой культуры, особенно в ионийских полисах, женскую одежду изготовляли из полупрозрачных тканей, так называемых вуалей. В эллинский период они были очень распространены за исключением Спарты, которая дольше всех сберегла простоту быта и костюма.

Одежду делали также из тканей, полученных из смешанных волокон шерсти и льна. Ткани ткали на вертикальных станках. Параллельность нитей основы достигалась с помощью грузиков, которые привязывались к нитям основы. Ткани были рыхлые, несколько напоминающие современный креп. Такие ткани легко драпировались. Греки любили украшать драпировки плиссировкой или крепировкой.

Шелк и хлопок принесли в Грецию с востока лишь в конце эллинского периода. Это так называемые бамбуциновые шелковые полупрозрачные ткани. Бамбуциновые ткани – ткани из шелка дикого шелкопряда.

Любимым цветом одежды был белый. Маловероятно, что греческая одежда имела только естественную окраску шерсти и полотна. Об ионийских греках мы знаем, что они любили одеваться ярко, так чтобы это бросалось в глаза. Некоторые цвета имели особое назначение. Например, шафранно-желтый - для праздничной одежды; огненно-красный - для боевого облачения спартанцев; чередование полос ярких цветов – элемент украшения одежды гетер.

Тем не менее, широко использовались цветные ткани. Особенно разнообразной была гамма цветов женского костюма. Чаще всего использовали фиолетовый, пурпурный, розовый, темно-желтый, коричневый, голубой. Ткани в основном были одноцветные с каймовым узором. Античному костюму была присуща строгость. Черный цвет совсем не использовали. Он являлся лишь дополнением узорной орнаментации бордюров тканей.

 

Орнаментация тканей

Греческий орнамент во многом использовал особенности египетского, но все воспринятое у египтян было переосмыслено и переработано по-своему. Основным качеством орнамента становится легкость и гармония. Символизм отодвигается на второй план. Строгая симметрия геометрического орнамента, составленная из простой комбинации вертикальных и горизонтальных линий, прямых углов, превращена греками в гармоническое совершенство.

Правильность и симметрия – основное правило греческого орнамента. Основных форм орнамента мало, но они комбинируются в бесконечности.

В ранние периоды развития греческой культуры в орнаменте преобладали мотивы восточного происхождения (сфинксы, грифоны). Но в более поздний классический период развития греческой культуры они вытесняются сюжетами, взятыми из окружающей природы или геометрическими. Широко применяется меандр квадратный или круглый; ионики, перлы, плетенка, комбинации из всевозможных кривых, яйцевидный орнамент (овы).

Очень распространен мотив пальмет, и еще больше – стилизованная форма аканта. Часто используется изображение листьев алоэ, всевозможных водяных растений, цветов жимолости, лавра, оливкового дерева. Из зоологических форм (зооморфные формы) особое распространение получила голова быка. Наибольше применяются антропоморфные формы в росписи и украшениях одежды и предметов домашнего быта. Обычно это сцены из древнегреческих мифов и легенд, которые используются в качестве орнамента, и в частности, в украшении краснофигурных античных ваз классического стиля.

 

Аксессуары

В древние времена в начале 5 в. до н.э. среди женщин считалось недопустимым выставлять на показ свое богатство. Но по мере того, как росло богатство и увеличивалось имущественное расслоение древнегреческого общества, все меньше оставалось последовательниц таких древних обычаев.

Форма и линии женской прически всегда гармонировали с одеждой. Высокоразвитое чувство красоты, большая наблюдательность, художественный вкус, открыли грекам все те приемы, которые могли сделать женщину более красивой. Это было не только использование подкладок и высоких толстых подошв, но и форма прически. Поднятые на затылке волосы – от чего шея казалась длинней. Пряди волос спереди низко закрывали лоб (высокий лоб у женщин греки не считали признаком красоты). Расположение волн завитых волос перекликалось с драпировками одежды. Прически были разнообразны, но подчинялись единому композиционному принципу.

Сандалии женщин были более мягкими, чем у мужчин. Кроме сандалий гречанки носили шнурованные башмаки из красной кожи, плотно облегавшие ноги.

Благодаря многочисленным археологическим раскопкам мы имеем представление об украшениях, которые носили гречанки. Тончайшая ювелирная работа – диадемы, шпильки, сетки для волос из золотой и серебряной проволоки, серьги – достигла в Древней Греции совершенства. Тонкие и изящные они оттеняли красоту дочерей Эллады, облик которых долгое время был идеалом красоты для европейцев..."

*материал предоставлен gendocs.ru

 

 


<<след.   пред.>>

Меню раздела
Мода и стиль

Подпишитесь на наш канал!

Смотрите также